Обзор Sony α7C: самый компактный фуллфрейм
Камера, достойная ваших путешествий.
За последний год я перепробовал много камер. Это были камеры формата APS-C, фуллфреймы и даже среднего формата. И за это время я вывел такую формулу: хочешь очень крутое качество фотографий, достойное самой дорогой рекламы, — бери средний формат; часто ездишь в путешествия — бери компакт в формате APS-C; нужно много фотографировать по работе, где важна скорость и качество, — покупай полнокадровую камеру.
Так я думал до тех пор, пока ко мне на обзор не приехала Sony α7C. И это чертовски компактный фуллфрейм:
Я не знаю, каким образом Sony удалось сделать такую компактную камеру. По сути, Sony α7C является симбиозом двух камер: вся техническая часть взята у α7 III, а корпус схож с α6400 или α6600. Габариты обеих камер сопоставимы: 124 × 71,1 × 59,7 мм у α7C против 120 × 66,9 × 59,7 мм у α6400, то есть разница буквально в четыре миллиметра в длину и высоту. Знаете, в чём разница между этими двумя камерами? «Семёрка» — фуллфрейм, а α6400/6600 — кроп. При этом в обеих камерах есть матричная стабилизация, механизм которой «съедает» очень много пространства.
И в этом, я считаю, её главная особенность, поскольку Sony выпустила самый маленький фуллфрейм в своей линейке.
Формат | Беззеркальный, full frame |
Матрица | CMOS-матрица Exmor |
Кроп-фактор | 1 |
Байонет | Байонет E |
Комплектный объектив (если есть) | Sony FE 28–60 мм f/4–5.6 |
ISO | ISO 100–51 200 стандартный, ISO 50 — 204 800 расширенный |
Компенсация экспозиции | +/– 5.0 EV |
Выдержка | Механический затвор: от 1/4000 до 30 с, электронный затвор: от 1/8000 до 30 с |
Видоискатель | Электронный, диагональю 0,39 дюйма при разрешении 2 359 296 точек |
Экран | Сенсорный TFT диагональю 2,95 дюйма; разрешение 921 600 точек |
Карты памяти | SD, SDHC (совместимая с UHS-I/II), SDXC (совместимая с UHS-I/II) |
Размеры, вес | 124,0 × 71,1 × 59,7 мм при весе 509 г («тушка» с аккумулятором) |
Эргономика и дизайн
Хват Sony α7C мне показался оптимальным, хотя нижняя правая грань упирается в ладонь.
На Sony α7C много настраиваемых кнопок, но всё-таки одного элемента не хватает: регулировочного кольца на самом хвате.
А вот приятным апдейтом в сравнении с α7 III стала кнопка включения видеозаписи, расположенная рядом с кнопкой спуска:
Ещё компактный корпус вынуждает пойти на определённые уступки. Например, кнопка Menu, которая также выступает заменой кнопки возврата, находится в не самом удобном для большого пальца месте.
Видоискатель и экран
Я бы отметил сантиметровый электронный видоискатель. Его разрешение составляет 2 359 296 точек. Он размещён слева, что делает реверанс в сторону дальномеров.
Но я не могу сказать, что мне понравилась компактность видоискателя. Дело в том, что линзы очков не дают мне увидеть в нём полную картинку, из-за чего я теряю порядка четверти всего кадра. Без очков пользоваться им мне тоже проблематично: я не могу настроить фокус из-за нехватки диоптрий (привет всем людям с -3, либо с дополнительными неприятностями в виде астигматизма).
Поэтому я обращаюсь в сторону экрана. Он тут разворотный:
Диагональ экрана составляет 2,95 дюйма, а разрешение — 921 600 точек. Это TFT-экран с возможностью сенсорного управления, которое не работает в меню. Я знаю, что многие это не оценят, но, на мой вкус, так и должно быть: сенсорное управление помогает при съёмке, а в меню лучше тыкать джойстиком.
Экран моего образца делает картинку более яркой, чем видоискатель, из-за чего границы белого и серого цветов могут быть размыты. Подобная разница может быть важна, если вы снимаете в JPEG, но в исходных RAW-файлах это всё можно поправить, сделав картинку именно той, какую вы хотите получить.
Порты, флешки и аккумулятор
У Sony α7C есть лишь один слот карты памяти. Он находится на левой грани камеры. Тут же вы найдёте «джек» под микрофон, ещё один «джек» для наушников, а также microHDMI и USB Type-C (SuperSpeed USB 5 Гбит/с, USB 3.2):
Обратите внимание, что слоты открываются, не мешая экрану. Поэтому разворотному экрану не мешают никакие подключённые аксессуары. Например, вы поставили камеру на зарядку и подключили микрофон:
Однако один момент у меня вызывает недоумение: я постоянно каким-то образом извлекаю microSD-карту, оставляя переходник под SD в камере. С чем это связано, непонятно, но на других камерах я с такой проблемой не сталкивался.
В Sony α7C используется аккумулятор NP-FZ100. Его хватает примерно на 700 снимков или 140 минут записи видео в 4K.
Меню
Бытует мнение, что меню Sony не понимают даже сотрудники Sony. Ситуация усугубляется при локализации прошивки, где вы сталкиваетесь с постоянными сокращениями вроде «ШП высокого ISO» (шумоподавление то есть) и «Рег.польз.настр.съе». Ну или «Перекл.В/Г о.AF»:
При этом я бы не сказал, что разобраться в меню слишком сложно. Да, пунктов слишком много, невольно вспоминается Leica Q2, где производитель делает акцент на меню «Избранное», состоящее из восьми пунктов, а в основном меню всего 37 пунктов. Но всё-таки хотелось бы увидеть камеры Sony, где появится меню без сокращений и с чётким пониманием, что и где искать.
Но трудности случаются. Например, поменял механический затвор на электронный, а затем понял, что вообще не получаю от камеры фидбека, снимает она или нет. В итоге решил вернуть всё на место. Захожу в раздел «Работа затвора», но ничего не нахожу:
Уже в пятый раз листаю меню, но не могу понять, что и где искать. В коробке есть инструкция быстрого начала работы с камерой.
Полистал меню ещё раз. Прошёл пункты, посвящённые фотографии, перешёл к пунктам, посвящённым видео. И нашёл именно тут: «Бесшумная съёмка»:
Сложно.
Меню в сравнении с Sony α7 III никак не изменилось. Оно также не реагирует на прикосновения, что будет не очень удобно видеоблогерам. Но зато ничего случайно не поменяете лёгким прикосновением к экрану.
Снимаем
Помимо размеров, меня очень порадовал баланс белого в JPEG. Он очень хорошо передаёт реальную картинку, из-за чего я бы даже рассматривал этот формат как вполне себе готовый к публикации.
Однако «равы», которые Sony записывает в формате ARW, тоже радуют своим качеством: их можно спокойно крутить в Camera RAW, вытаскивая информацию из теней или излишнего пересвета:
На этой фотографии особенно хорошо себя показал цвет кожи:
Камера радует широким динамическим диапазоном и возможностью вытащить информацию даже из тех частей, откуда, казалось бы, её уже не достать. Например, у меня есть светильник в виде Луны. Его фактура имитирует кратеры и поверхность спутника Земли. Я выключил весь окружающий свет и оставил включённым лишь этот светильник, а затем немного покрутил снимок в Camera RAW:
Автофокус — главное после корпуса отличие от Sony α7 III. Он работает по 693 точками фазовой и 425 точками контрастной детекции. Срабатывает он очень хорошо ровно до тех пор, пока вы не повесите какой-нибудь объектив через адаптер.
Например, у нас в студии есть объектив Sony Carl Zeiss Sonnar T*135mm f/1.8 ZA, который крепится к камере с помощью адаптера Sony LA-EA4. И вот тут скорость фокусировки страдает, поэтому на таком объективе я перехожу на ручную фокусировку — мне так быстрее. Так было сделано это фото:
Вообще у меня на обзоре набор с официальным названием Sony Alpha A7C Kit Black ILCE-7CL. В него, помимо «тушки», входит объектив Sony FE 28–60 мм f/4–5.6. Это неплохой объектив, который хорошо себя показывает при съёмке с достаточным освещением:
Он обеспечивает хороший запас по углу, собирая самые популярные фокусные расстояния. Также он позволяет снимать классические портреты благодаря фокусному расстоянию, заточенному под этот жанр, и может помочь стрит-фотографам.
Несмотря на то, что это не самый светосильный объектив, он неплохо справляется не только днём, но и ночью. Вот, например, снимок, сделанный поздним вечером. На улице темно настолько, насколько может быть темно на Покровке в Москве. ISO выставлено на 6400, выдержка 1/40, я камерой ловил проезжающие автомобили:
Кстати, на примере этого снимка можно рассмотреть, как срабатывает шумодав Sony. Вот чистый необработанный RAW:
Видно, что камере недостаточно света, из-за чего появляются шумы. Но шумодав в этом сценарии отлично справляется, аккуратно подавляя артефакты:
Видео
Как известно, камеры Sony сейчас пользуются большей популярностью именно из-за своей видеосоставляющей. За ней не ко мне — я видео снимать не умею и понимаю в нём ещё меньше своих дилетантских знаний о фотографии. Однако осознаю, что камера будет хороша, например, тревел-блогерам, которые снимают себя с рук: корпус очень лёгкий и компактный. Особенно если будут подобраны правильные объективы, которые, как известно, у Sony далеко не маленькие:
Для людей, разбирающихся в видео и рассматривающих возможность покупки Sony α7C, стоит знать три вещи:
- Камера не умеет снимать видео в 10 бит. Даже через HDMI. Максимум 4:2:2 8-бит. То есть развернуть цветокоррекцию видео в полный рост у вас не получится;
- Камера в 4К снимает не больше 30 кадров в секунду;
- В камере есть лишь один слот под SD-карту, то есть вы не сможете делать резервные копии отснятого материала.
Для цветокоррекции камера может снимать видео в S-Log2 и S-Log3, а для расширения динамического диапазона можно снимать видео в Hybrid Log-Gamma.
Но с моим неумением снимать видео деморолик вышел таким. Тут нет никакой обработки и цветокоррекции:
Приложение
К Sony α7C можно подключиться с помощью смартфона. Для этого есть приложение Imaging Edge Mobile. С его помощью ваш смартфон становится дистанционным экраном, и вы, например, можете снимать себя. Видео с бас-гитарой я снял именно с помощью этого приложения.
Интерфейс простой:
Им можно пользоваться и в горизонтальной ориентации:
Приложение отличное: никаких тормозов, фризы передачи изображения встречаются очень редко. Но есть одна проблема:
Она возникает всякий раз, когда пытаешься подключиться к камере, к которой уже подключался. Поэтому приходится это делать снова через QR-код. Для этого нужно зайти в меню в раздел «Сеть1» и выбрать пункт «Управл. со смартф.»:
В открывшемся окне выберите пункт «Соединение»:
Хотя если у вас смартфон Sony с NFC, то, наверное, подключение будет в разы проще: достаточно поднести телефон к специальной метке на камере.
Итог
Нужна камера для тревел-блога? Вероятно, стоит рассмотреть именно α7C — самую маленькую полнокадровую камеру в мире.
Все обзорщики говорят об этом: камера будет очень удобна именно в путешествиях: лёгкая и компактная. А ещё она, как и любая другая Sony, будет надёжной рабочей лошадкой.
От Sony α7C не требуется быть вдохновляющей камерой. Это рабочий аппарат, с помощью которого профессионалы будут создавать контент должного качества.
Конечно, если вам нужно 10-битное видео, то стоит либо присмотреться к старшим моделям компании, либо поискать рабочую лошадку среди конкурентов.
Конечно, многих может сильно смутить цена, обусловленная грустной для рубля и россиян реальностью: официалы «тушку» продают за 157 тысяч рублей, а набор с китовым объективом Sony FE 28–60 мм f/4–5.6 отдают за 175 тысяч рублей.
Если выбирать из наборов, то для начала стоит определиться, какие именно объективы вам нужны. Например, недавно Sony показала FE 40 мм f/2,5 G — я бы очень хотел поснимать на него, поскольку моё любимое фокусное расстояние находится где-то между 35 и 50 мм.
Да и фокусные в районе 43 мм для фуллфрейма считаются идеальным из-за диагонали матрицы, что делает пропорции близкими к той картинке, которую видят наши глаза. А с учётом того, что этот FE 40 мм f/2.5 G ещё и очень компактный, то я бы с удовольствием взял этот объектив с Sony α7C в какое-нибудь путешествие.
Для всех покупателей продукции Alpha в фирменных салонах Sony Centre будет действовать расширенная гарантия на 3 года. При сомнениях в покупке возможен семидневный тест-драйв. Нашим читателям предлагаем скидку по промокоду AlphaWylsa.