Обзор игры Sifu
Чёрный пояс по QTE.
Сложные игры — вопрос очень индивидуальный. Для кого-то быстро прицелиться во врага — сложность, а кто-то не сильно парится, проходя какой-нибудь Dark Souls с одной палкой. Я за свою жизнь прошёл немало игр, некоторые на высоком уровне, и не считаю себя совсем уж казуальным игроком. Но и никогда не воспринимал игры как испытание, мол, мне тут сложно, но я обязан пройти, и никак иначе.
Игры лишь развлечение, и если они не приносят удовольствия, нет смысла себя пытать. В случае с Sifu мне не удалось справиться с игрой, особенно учитывая, что я не очень дружу с QTE. Но это вовсе не значит, что я считаю её плохой или неинтересной — просто она для более умелых и стойких. Подробности читайте в обзоре.
Сюжет
Когда вы были маленьким мальчиком (или девочкой, на выбор), вашего отца, учителя в школе единоборств, убивает пятёрка головорезов. Они лишают жизни и вас, но вы получаете магический амулет, благодаря которому не можете окончательно умереть от ран, но с каждой смертью становитесь немного старше. А так как умереть от старости вы всё же можете, то у вас есть несколько лет, чтобы пробиться через целую кучу бандитов, добраться до их боссов и отомстить.
Правила
Есть пять линейных локаций, наполненных злыми бойцами, а в конце босс. Продвигаясь по коридорам, комнатам и залам, вам предстоит бить всё, что движется, и стараться не умирать, потому что это тратит силы магического медальона и вы стареете. Разработчикам показалось этого мало: число добавленных лет после смерти увеличивается на число ваших смертей, то есть если часто умираете — быстрее стареете. На боссах вы будете проклинать того человека, который это придумал. Я, например, проклинаю. Благо в Sifu есть возможность уменьшить это число, плюс есть механика коротких путей — если найдёте на локации ключ от двери, то при повторных попытках сможете пройти мимо некоторых схваток.
Драки
Для того чтобы бить врагов, в Sifu есть довольно насыщенная боевая система, которая основана на нескольких базовых и разблокируемых приёмах. Очки прокачки вы получаете за победы, а за хорошие добивания можно восстановить немного здоровья. У вас есть блок, но его запас прочности под градом ударов быстро заканчивается, а после враги могут сносить по полполоски вашего здоровья парой тычков.
Чтобы избежать этого, есть парирования: вовремя нажатый блок не тратит ваши очки прочности, зато их теряет враг, а вы можете контратаковать. Плюс есть уклонение, но с его помощью сложнее контратаковать. Звучит интересно, но именно это место самое больное в Sifu.
Во-первых, тайминги в игре нечеловеческие. Порой кажется, что по скорости они совпадают с реальными ударами мастеров единоборств. Во-вторых, камера будет вам мешать — она всё время норовит уплыть за спину, постоянно вращается и порой за ней сложно увидеть летящий в вас кулак. В-третьих, в Sifu очень скудный туториал. В начале игры вам покажут пару приёмов, и всё — иди воюй. Из туториала вы, например, не узнаете, что усиленные огненные атаки тоже иногда парируются. А иногда нет, потому что если на обычных ударах тайминги запредельные, то можно считать, что на усиленных атаках их вообще нет.
Конечно, есть тренировочная комната, но в ней можно отрабатывать приёмы, лишь на одном простом враге. Например, в игре есть механика более продвинутого уклонения от верхнего и нижнего удара, но оттачивать этот навык вы будете только на боссах.
Разработчикам показалось и этого мало, поэтому они добавили не очень прозрачные правила урона. Например, некоторых простых врагов можно вырубить с двух ударов обычной атаки. А других, которые выглядят точно так же, не убьёте и с 20-го. А если и этого мало, то простые враги могут превратиться во что-то вроде «мини-боссов» после неудачного добивания — и вот у вас уже два врага-губки, которых надо долго избивать. Прибавьте к этому то, что они обычно не ждут, пока вы справитесь с кем-то — если вступили в бой, то все ближайшие бандиты обязательно сразу же начнут наносить удары.
Помните сцену из «Матрицы», когда агент уворачивается от большого количества пуль? Вот это вы.
Но несмотря на все эти сложности и порой даже несрабатывания кнопок, в Sifu очень крутые и разнообразные анимации боя, которые превращают весь процесс в динамичный китайский боевик. Стоит вам попасть на одну волну с происходящим, и вы становитесь кунг-фу машиной для убийств. Правда, от удачи тут тоже многое зависит.
У меня бывало так: одну и ту же комнату я зачищал без единого урона, а в следующий раз ловил трубу в лицо на первом же враге. Иногда один немного не там вставший противник или не сработавший блок стоит вам нескольких лет жизни — и это чертовски обидно, когда вы только в начале уровня. Но, повторюсь, если вы попали в поток, то будете чувствовать себя непобедимым.
Визуал
За что хочется похвалить игру, так это за стиль и картинку. Несмотря на простоту графики, она получилась очень сочной и атмосферной. Неоновые улицы городов, замусоренные дворы заводов — всё очень красиво. Но есть небольшая ложка дёгтя: цвета получились чересчур насыщенными и контрастными. После пары часов глаза начинают уставать, а на белый цвет меню становится больно смотреть. Но в эту игру в принципе сложно играть долго — вы или сломаете геймпад, или пойдёте менять прожжённые штаны.
Вердикт
Sifu — очень стильная и интересная игра, но это не про прохождение, а про процесс. Когда у вас получается двигаться с ней в одном ритме, можно почувствовать себя мастером кунг-фу. Но в то же время она может приносить вам кучу страдания и раздражения от того, что вас за два удара вырубил очередной самый обычный враг, а блоки и парирование не сработали.
Но при этом я уверен, что в мире есть мастера QTE, для которых эта игра покажется не просто интересной, но и достаточно простой. Если вы ищете в играх испытание, если хотите превозмогать и потом хвалиться, что легко прошли одну из сложных игр, — Sifu точно для вас. Если же вы просто хотите отдохнуть после сложного рабочего дня — ни за что не прикасайтесь к Sifu. Она не будет считаться с вашими желаниями и ошибками.
Я играл на ПК с геймпадом и смог дойти лишь до второй фазы второго босса из пяти, всё это примерно за 8 часов попыток. Но я ни о чём не жалею, хотя горело у меня знатно. Если же вы мастер кунг-QTE-фу, то игра проходится за 2-3 часа.