Обзор Creative Aurvana Ace 2: удавшийся эксперимент
Первые наушники с MEMS-излучателями.
В июле портативному аудио стукнуло 45 лет. Днём рождения считают дату выхода в продажу кассетного плеера Sony Walkman TPS-L2. С тех самых пор индустрия стремительно завертелась: кассетники были заменены CD-плеерами, популярность которых в нулевых уступила mp3-плеерам и различным айподам, а уже затем смартфонам.
Как видите, прогресс на лицо: за каких-то 45 лет мы отказались от многих устройств. Однако рядом с плеерами и смартфонами остаются наушники, которым в 2026 году исполнится полтора столетия. И несмотря на то, что за всё это время их сначала уменьшили, а затем и вовсе избавились от проводов, они довольно консервативны: в большинстве из них используются динамические драйверы.
Конечно, за появились и другие типы излучателей. Например, арматурные. Они менее популярные, чем динамические, но тоже завоевали своих поклонников.
У каждого из двух представленных типов излучателей есть достоинства и недостатки. Например, динамические просты и неприхотливы, круто отрабатывают басы, а для отработки всего частотного диапазона требуется лишь один такой динамик. Однако они подвержены нелинейным искажениям, у них запаздывают басы, поскольку динамик не успевает отрабатывать эти частоты, а сама АЧХ очень неравномерная.
Арматура хороша из-за своей компактности: там, где помещается один динамический излучатель, можно впихнуть восемь арматурных. Каждый из них будет отвечать за свой спектр частот при более низком энергопотреблении. А какие богатые верха у арматуры!
Но арматурный излучатель гораздо сложнее в производстве, а сама их конструкция не такая уж и надёжная. Добавьте к этому сопротивление, которое зависит от частоты, снижаясь в некоторых случаях до 4 Ом, а это ведёт к довольно большим проблемам с усилением. И я уж молчу про то, что арматурные наушники с их большим количеством излучателей надо как-то правильно настроить, чтобы добиться звукового баланса.
И вот в 2023 году начали говорить о наушниках с MEMS-излучателями. Это микроэлектромеханические излучатели, использующие пьезоэлектрики и кремний. Выглядят эти излучатели вот так:
Штука не новая: вы каждый день сталкиваетесь с этим типом излучателей, которые стоят в микрофонах ваших смартфонов. Но вот в наушниках их ещё не использовали: слишком молодая технология, которая не могла выйти в серию. Вот иллюстрация xMEMS — компании, занимающейся разработкой микроэлектромеханических излучателей:
Эта тема позволит решить несколько проблем динамических и арматурных излучателей: они резче реагируют на изменение звука, опережая «динамику», они точны в воспроизведении всех частот, они надёжнее арматуры, а также дешевле их в производстве.
У меня на руках оказались первые в мире наушники с таким типом излучателей — Creative Aurvana Ace 2. Сделаны, кстати, в партнёрстве с xMEMS.
Всё-таки Creative решила не рисковать, снизив градус экспериментов до минимума. В конструкции наушников используется два драйвера: 11-мм динамический отвечает за воспроизведение басов и середины, а микроэлектромеханический — за верха.
Дизайн и комплектация
Дизайн коробки минималистичным не назовёшь. Зато сразу видно, что вы покупаете: наушники представлены во всей красе.
В комплекте, помимо наушников, запасные амбушюры и кабель Type-C−Type-A.
Любители трансперентов, возрадуйтесь: Ace 2 примыкают к числу устройств с «прозрачным» дизайном!
Прозрачен тут не только кейс, но и наушники.
Дизайн, на мой вкус, интересный. Промоматериалы вызывали у меня недоумение: зачем эта зеркальная медь в оформлении? Сомнения пропали, когда увидел наушники в жизни: выглядят хорошо.
Кстати, сначала я не понял, почему наушники не заряжались в кейсе. Затем увидел, что на ножках Ace 2 есть малозаметные наклейки, которые закрывают коннекторы. То есть наушники не понимают, что они в кейсе. С таким я сталкиваюсь впервые: обычно, если наклейки и есть, то они ничего не перекрывают.
Удобство
Наушники очень лёгкие, в ушах практически не ощущаются. Кстати, если вы вдруг привыкли сразу менять амбушюры на самые большие или самые маленькие, то не спешите и сначала попробуйте использовать стандартные. Я, например, всегда ставлю самые большие, но тут что-то пошло не по плану: наушники бубнили, а уши натирало. Затем я изменил их на стандартные, и всё пошло: Ace 2 зазвучали, а в уши они сели как влитые.
Кейс небольшой, но я бы всё-таки хотел получить что-то покомпактнее, однако тут форма наушников сделать это не позволит: они занимают довольно много места.
Управление простейшее и работает по тапам. По умолчанию стоят такие настройки:
Кстати, рекомендую при подключении сразу обновить наушники через приложение Creative. Там же можно изменить управление тапами на удобное вам.
Звук
Если охарактеризовать звук несколькими словами, то я бы сказал, что тут очень яркие верха, а вот низов мне в некоторых треках оказалось недостаточно. Что ж, добавим на пару децибел всё, что ниже 250 Гц.
И в этот момент произошло чудо: наушники зазвучали. Они качают, уши физически ощущают дрожь от бочки. В некоторых треках я стал слышать разницу между игрой пальцами и медиатором по бас-гитаре — что обычно звукорежиссёры активно скрывают.
Например, в новом сингле Рэя Ламонтейна звук оказался очень сбалансирован: приятная теплота звучания, каждый удар бочки и большого тома ощущался вибрацией в ушах, никаких лишних верхов. В общем, очень сбалансированное звучание:
Затем я включил свою любимую вещь:
Очень понравилась сцена: инструменты стоят на своих местах, ничего не пытается перетянуть одеяло на себя, очень самодостаточный микс. Прекрасно сведённая песня, где, несмотря на малую экспрессию пост-хардкорщиков, ощущается роковый напор, а арфа добавляет воздуха и волшебства общей картинке.
Что-то меня потянуло на рок, поэтому следующей песней станет 1994:
Громко, грязно, но отлично читаемый вокал и партия баса, которая на множестве других наушников с более классическими излучателями вообще нечитаема.
Затем перешёл на более попсовую вещь, но тут очевидно: Бенсон Бун знает, что такое рок:
В очередной раз понял: в куплете вполне себе заурядный и незапоминающийся трек, что не помешало песне стать большим хитом, ведь припев прямо-таки великий!
Следующий трек мне сначала показался не очень хорошо сведённым:
Причина в компрессоре, который своим сайдчейном выдавливает в некоторых частях практически все инструменты. Но затем я вслушался в ударные. Да, бочка там очевидно продавливает всё, но какие у неё панч и атака! За одно только сведение ударных продюсеру этого трека можно простить этот неудачный сайдчейн.
И под конец что-нибудь полегче:
Тут уже сведение на более высоком уровне. Оно и понятно: AWOLNATION прямо-таки звёзды (одного хита) после легендарного Sail.
Песня в наушниках звучит очень сбалансированно: вы можете услышать каждый из инструментов, начиная от мьютированной гитары, подключённой к дилею, все синтезаторы, включая электронные духовые, играющие по фразе в припеве.
Что касается баса, то тут, о чём я говорил выше: его спрятали, используя в качестве основы трека. Но это неплохо: песня звучит, не перетягивая внимание на какой-то конкретный инструмент.
А что по кодекам?
Набор нетривиальный: для пользователей айфонов есть AAC, а для юзеров Android — aptxHD, aptX Lossless.
А для любителей поиграть или посмотреть видосики в наушниках есть поддержка спецификации Bluetooth LE.
Итог
Я к этим наушникам подходил со скепсисом. Хоть мне и нравятся проводные Creative, но вот за беспроводные экспериментальные наушники я опасался. Однако с точки зрения звука опасения были напрасными.
Мне не хватило баса в самом начале? Я его добавил эквалайзером, и сразу стало окей. При этом он не стал кашеобразным и не стал довлеть над остальными инструментами. Он остался читаемым, нередко упругим и тягучим — то, что мне, бас-гитаристу, очень импонирует в музыке, поскольку этот инструмент зачастую пытаются спрятать в основу микса, хотя без него практически невозможно представить современную музыку.
Из потребительских моментов мне не хватило автопаузы — очень странно не получить эту функцию в наушниках, цена на которые на маркетплейсах на момент написания этого текста начинается с 17,5 тысяч рублей. С другой стороны, вы получаете первые в своём роде наушники, лишённые главных недостатков устройств со ставшими классическими излучателями: быстрый и насыщенный бас, частотный баланс, отсутствие нелинейных искажений и значительно низкая цена, чем у арматурных наушников, поскольку технология проще в реализации.