Киборги живут среди нас
В Германии прошла первая выставка киборгов. Журналистка Frieda Klotz посвятила этой теме большой материал, предлагаю ознакомиться с ее статьей. Оригинальный материал можно прочитать тут, а у нас вариант на русском языке.
Учись, студент
Михаэль Бареев-Руди (Michael Bareev-Rudy) никогда не думал о том, что в его руке однажды появится инородный предмет. Но в ноябре 2015 года 18-летний парень решил вживить себе в указательный палец магнит размером 3х1 мм. Целая толпа наблюдала за тем, как человек в зеленой хирургической маске аккуратно разрезает ему палец. И ты думаешь, что это был врач? Нет, это был мастер по татуировкам!
Он взял похожий на перо предмет с чем-то вроде ложки на конце. Затем он проделал канавку в пальце и положил туда магнит. Причем с первой попытки операцию проделать не удалось, пришлось шесть раз повторить эту процедуру, прежде чем специалист остался доволен результатом.
После анестезии палец ничего не чувствовал, болезненные ощущения от маленькой операции появились позже. Через десять дней пришлось вытащить остатки хирургической нитки, которой зашили рану. За операцию парень заплатил 100 евро.
Что я могу сказать? Я сидел и думал, а зачем я вообще это делаю? Но потом я понял, что не жалею. Это замечательная возможность и вообще круто взять и улучшить свое тело. Да, это больно, но оно того стоило.
Михаэль Бареев-Руди
Михаэль учится в Кельне на факультете электроники, он не похож на фаната пирсинга или любителя туннелей в ушах, обычный парень. Чаще всего идею вживить что-нибудь в свое тело поддерживают студенты, разработчики, в общем, все те, кто по работе плотно связан с интернетом.
Легким движением руки
Датчик в пальце чувствует магнитные и электромагнитные поля, работает с RFID-метками или NFC-чипами. Пальцем можно открывать двери, разблокировать свой Android-смартфон или покупать пиво. Люди, которые проделали подобную операцию, превращаются в киборгов. К 2020 году аналитики прогнозируют 25 млрд подключенных к Сети предметов и объектов, все это можно считать интернетом вещей.
Люди обычно думают, что киборги — зло. Виной тому масс-медиа и фильмы вроде Матрицы или Особого мнения. Люди охотно верят в силу небес, но не в факты, из-за этого сложно продвигать науку вперед.
Чаще всего под словом «киборг» подразумевают образы, навеянные Голливудом и научной фантастикой. Существует и другая точка зрения, согласно которой киборг — человек, который пользуется смартфоном или компьютером. Но это слишком общее понятие, поэтому нужно точно определить, кто же все-таки этот странный, загадочный и даже пугающий киборг?
Я — робот
В 2003 году вышла статься профессора Кевина Уорвика (Kevin Warwick) «Мораль, этика и ценности киборгов», в которой автор описал киборгов как людей, чья нервная система связана с компьютерами. Причем Уорвик все это опробовал на себе. Ему в предплечье вживили чип, который подавал сигналы мозгу. Кевин управлял электрической инвалидной коляской и даже механической рукой. Протез стоял у него в кабинете, ученый подключился к нему по интернету, а рука повторяла его движения.
Позже провели другой эксперимент, когда его жене тоже подключили электроды в нервные окончания на руке. Они общались через интернет, когда она сжимала ладонь, то он чувствовал импульсы на расстоянии, описывая их как простейшую форму общения между двумя нервными системами.
Большинство имплантов никак не общается с человеческим телом, однако они могут подключаться к смартфонам или компьютерам.
Поклонники киберкультуры постепенно появились в разных странах мира независимо друг от друга, считает Йохан Остерлунд (Jowan Osterlund), один из основателей шведской компании BioNyfiken. Вот его рассказ:
Я всегда увлекался темой киберпанка, поэтому, как только у нас появилось биосовместимое стекло (материал, который можно вживить в тело и не получить осложнения из-за инфекций), то мы сразу решили попробовать его. Прежде тем, как провести операцию, у нас ушла неделя, прежде чем мы научились работать с материалом. С тех пор мы постоянно улучшаем и развиваем это направление. За последние полгода мы вживили в людей около 200 имплантов.
Вживить в себя EFID-метку несложно: небольшой предмет из стекла размером с рисовое зернышко помещают в мягкие ткани между большим и указательным пальцами. Но не всегда «апгрейд» проходит легко и безболезненно. Один желающий вживить в себя чип чуть не потерял сознание от боли во время процедуры, так что он потом лежал на полу и приходил в себя от болевого шока.
[creativ_media type=»youtube» url=»https://www.youtube.com/watch?v=xDDz1Uq0-Ic»]Люди-киборги
Йохан Остерлунд (Jowan Osterlund), и его коллега Ханс Сйоблад (Hannes Sjöblad) представляют компанию BioNyfiken, путешествуя по миру и предлагая стать киборгом, в Европе многие интересуются этим трендом. 36-летний американец Тим Кэнон (Tim Cannon) один из самых знаменитых людей-киборгов. Он один из основателей компании Grindhouse Wetware, ее профиль деятельности — биотехнологи. Тим часто проводит эксперименты на себе, вот его мысли насчет будущего.
Happy cyborgs #cyborglegions pic.twitter.com/4pG2upW2WQ
— Timothy S Cannon (@TimTheCyborg) September 6, 2015
В следующем году нас интересует периферическая нервная система (часть нервной системы за пределами головного и спинного мозга). Через полгода я все это опробую на себе: мы подключим мою нервную систему к нервам таракана, я попробую управлять его поведением. А потом мы сделаем наоборот, уже таракан будет управлять мной.
Мы те, кто представляет киборгов такими же, как их описывает художественная литература. Мы хотим увидеть этот мир сейчас и не хотим ждать, пока технологии станут массовыми и простыми до такой степени, что каждый сможет поиграть с ними. Мы за прогресс любой ценой.
Может это и звучит немного наигранно, но не каждый готов на театральные эффекты такой ценой. Ранее Тим вживил себе под кожу светодиод красного цвета над запястьем. Лампочка мигает с 10-секундными интервалами, они нужны для увеличения времени работы. Пока что устройство совсем простое, но будущие версии смогут сохранять биометрические данные или реагировать на жесты.
Кроме того, устройство нового поколения под названием Northstar V1 значительно меньше предыдущей генерации. То называлось Circadia и было размером с кусок мыла. После установки такой большой штуки под кожу у Tim Cannon были приступы паники, а когда села батарейка, то пришлось извлекать прибор.
Биомоды на свой страх и риск
Важно отметить, что весь этот «тюнинг» проходит вне стен клиник и больниц, хотя и напоминает медицинские опыты. Пока что эксперименты проводят на здоровых людях, чтобы учитывать возможные осложнения в будущем.
Если медицина лечит и приводит здоровье в порядок, либо позволяет нейтрализовать проблему (очки помогает близоруким или дальнозорким, как пример), то у сторонников «киборгизации» другие идеалы. Они хотят дать человеку больше, чем ему положено природой. И тут ситуация двоякая: с одной стороны нужно соблюдать вопросы этики и принципы медицины, а с другой — без экспериментов невозможно продвинуться вперед. И как все это легально оформить?
Закон не запрещает быть киборгом или проводить подобные операции. Как пример, рассмотрим такую деятельность на территории Великобритании. Там врачи, которые занимаются такими процедурами, могут считаться пластическими хирургами, а не терапевтами. В то же время Британская ассоциация пластических хирургов сообщает, что врачи-участники ассоциации не проводят подобных операций. Для внедрения в тело небольшого предмета достаточно знаний обычной медсестры, а вот если захочется вставить в себя что-то побольше, тогда уже не обойтись без хирургического вмешательства. Так что отсюда следует еще один вариант: этим занимаются специалисты по татуировкам и пирсингу.
Как показывает практика, если человек что-то задумал, то он это сделает, пусть даже общество настроено против такого поведения. Операции по превращению в людей-киборгов невозможны без анестезии. Местная анастезия в Великобритании возможна только по рецепту врача, тогда как обезболиваюшие кремы можно купить прямо на кассе в магазине. Фирма из мира биотеха под название «Опасные вещи» предлагает помимо разных приспособлений для тюнинга себя любимого ещё и комплект для обезболивания за $39. В него входит лидокаин, антисептик, иглы, шприц и перчатки.
Ханс Сйоблад утверждает, что RFID-метка в руке — обычное явление. Он не только работает в компании BioNyfiken, но и занимает несколько постов в разных компаниях. Одна из них — Epicenter — попала в заголовки прессы после того, как СМИ сообщили удивительную новость. Попасть в офис компании можно без ключа-карты, достаточно вживить чип в руку и прикладывать ее к двери. Кроме того, этой меткой можно расплачиваться в местном кафе за обеды.
Метка полезна в быту: никто не будет пользоваться твоей зубной щеткой, метка подаст сигнал, если вдруг перепутаешь. Но это какой-то странный аргумент, на мой взгляд.
К вопросу можно подойти и более глобально, если использовать медицинский подход. В Японии работают туалеты, которые измеряют давление, индекс массы тела, уровень глюкозы в крови, анализируя мочу. Для долгосрочных наблюдений за состоянием здоровья такая информация очень полезна. Когда одним туалетом пользуются несколько человек, то устройству сложно следить за каждым, но индивидуальная метка в теле помогла бы распознавать человека.
Зачем быть киборгом
Допустим, мы пришли к выводу, что чип в руке пусть и странная штука, но все-таки в перспективе полезная. Но чем он лучше тех же умных часов? Идеологи движения киборгов уверены, что разница лежит в психологии. Дескать, одно дело, когда пользуешься каким-то предметом, а совсем другое — когда это уже не отдельная вещь, а часть самого себя.
Люди-киборги ценят удобство: можно платить за кофе взмахом руки, при этом не опасаясь потерять деньги или ключи от квартиры. Люди живут с титановыми суставами, кардиостимуляторами и чипами в голове, так что теория о том, что мы скоро все станем киборгами, не кажется такой уж странной. В идеале можно вообще прийти к тому, что люди смогут жить вечно, если тотально модернизировать человеческое тело.
Но если удалить животные инстинкты, естественные и физиологические потребности, тогда мы превратимся в роботов. Хорошо ли жить усердными и послушными машинами без идей? Зато в мире жизнь будет спокойнее, жизнь будет идти по правилам, будет меньше войн и уменьшится массовое потребление и уничтожение природных ресурсов. Но это уже какие-то утопические идеи.
Вся ценность в данных
Если данные — это золото XXI века, то сложно понять, как защитить их от внимания разных корпораций. Чем больше личных данных мы создаем, передаем информацию о состоянии нашего здоровья в Сеть, тем важнее и ценнее становятся эти сведения для рекламодателей и других компаний. Страховые компании могут использовать такие данные, предлагая более выгодные условия для тех клиентов, которые не злоупотребляют алкоголем. При этом они будут получать данные от… умных унитазов, которые будут слать предупреждения в страховые компании. Вдруг владелец полиса перебрал в пятницу и всю ночь провел в объятиях фаянсового друга? Причем некоторые страховщики в Японии по слухам уже используют такие приемы.
Я считаю, что если в теле находится какой-то инородный предмет, то он должен давать нечто большее, чем просто новизна или удобство. Шанс быстрее проходить в метро — совсем не повод для того, чтобы вживлять в себя чип. Например, датчик должен следить за моим здоровьем, регулярно отправлять данные лечащему врачу, а я должен знать, что ни частные компании, ни государственные структуры не получат к ним доступ.