Как я полюбил Control: десять мыслей про игру
Очень не хочу, чтобы она заканчивалась!
Когда работаешь вместе или прямо рядом с топовыми игровыми журналистами — или нет, скажу иначе — топовыми людьми в России, связанными с играми, поневоле это накладывает отпечаток. Вот взять господина Овчаренко, я его спрашиваю: «Илья, а Control хороша?» А он мне говорит: «Да, неплохо-неплохо». Или спрашиваю Пашу: «А Control хороша?» А Паша мне начинает рассказывать историю со времён Максима Пейна, и с отсылками, и так всё сложно, и непонятно. Или вот читаю на любимом сайте Disgusting Men обзор Control и не понимаю после прочтения: а играть или нет? В глазах человека, связанного с играми, это, по-видимому, тот самый «крепкий середнячок».
Ну а на прошлой неделе залип в Control на каждый вечер и даже встретил рассвет, как в старые добрые времена. И ещё даже не дошёл до конца, но хочу заразить своей любовью вас. Полетели!
Control похожа на Half-Life
Ну там Alan Wake, Max Payne — это всё Remedy, понятно, и тут есть всякие характерные чёрточки. Но вот настроение, атмосфера — мне вспоминается сразу Half-Life. Была аккуратная исследовательская база — стал рассадник всякой нечисти, и всё плохое ещё впереди. Вот и здесь примерно такая же история, с той лишь поправкой, Старейший Дом и так был рассадник, просто всё ВНЕЗАПНО стало ещё хуже. Ходишь, смотришь, зачищаешь, выполняешь задания, продвигаешься вглубь — просто и понятно, как в Half-Life. А ещё интересный персонаж, а ещё сумасшедшее внимание к деталям окружения, шикарный звук, интересная история, враги и тысячи других элементов. Вспомните хотя бы, как объявляют начало новых миссий — как название фильма на экране! Топ.
Ну а ещё Control похожа не только на Half-Life. Тут тебе и «Твин Пикс» (отель «Оушен Вью»), и «Секретные материалы», и вообще пытливый игрок найдёт тут много всего знакомого. И это очень круто.
Крепкая история
Я пока не дошёл до конца, поэтому меня можно упрекнуть, мол, ты рано хвалишь — но уже увиденное меня целиком устраивает. В конце концов, современных критиков хочется спросить фразой Джокера: «Ты чего такой серьёзный?» Чего ты хочешь от игры? Во времена Макса Пейна никого не парила история с кучей допущений и откровенных дыр в сценарии, прикрытых красивым слоу-мо. Что изменилось сейчас, когда выход хорошей игры — это СОБЫТИЕ? Считаю, в Control с историей всё очень хорошо без всяких «но» или «если». Позже, как пройду до самого конца (сейчас помогаю какой-то хреновине, похожей на «Звезду Смерти» — видимо, это Полярис).
Поначалу будет очень странно
Тут игра реально как из прошлого — на тебя сразу вываливают кучу информации, тут тебе и табельное странное оружие, и директор Тренч с позитивным мышлением проветривает мозги, и сумасшедшее здание, и первые часы ходишь натурально как идиот с широко открытыми глазами и ртом. Тут могу вам просто предложить расслабиться, ничего не запоминать, делать как рекомендуют другие персонажи.
Здесь сумасшедшая атмосфера
Не знаю, мне очень понравилось читать всякие дела, корреспонденцию, чатики и другие штуки — это всё кирпичики в сумасшедшей атмосфере Старейшего Дома. В некоторых обзорах пишут, мол, это ничего не даёт с точки зрения игрового процесса — алё, а игровой процесс в чём заключается? Ты погружаешься, по сути, в другое измерение, особенно когда тебе интересно. Я вот с Control сидел до рассвета — где я был? Явно не у себя дома. И каждое найденное дело — это как антураж, это как страница книги. Хотите проникнуться — читайте, изучайте, рассматривайте архитектуру. Последнее тем более необходимо: вернуться на некоторые этажи придётся не раз и проще примерно запомнить расположение отделов. Тем более они всегда остаются на месте. Это типа как с Prey: рано или поздно пришлось бы выучить карту.
Что качать?
Тут есть разные советы и тактики, но, если вдруг когда-нибудь я решу пройти игру второй раз — а этого никогда не случится, — я бы не стал ничего менять. Здоровье, энергия, ещё нужно увеличивать урон, когда швыряешь врагу кусок бетона в башку — так и хочется крикнуть: «Эй, руманешти! Получай матросский подарок!» («Батальон четверых», Константин Симонов). Левитацию сильно качать не стал, очень интересно, что там за дополнительная ветка между щитом и левитацией — пока ещё не открыл. Броски слабых врагов — топ, прям как в Star Wars. Ну а вообще, по мере прохождения у вас появится свой стиль. Например, я совсем не использую щит, хотя, наверное, другой человек без него не сможет обойтись. Я же предпочитаю рывками менять позицию и использовать пистолет-пулемёт.
Оружие
Как только открыл пистолет-пулемёт — так с ним и бегаю. Швырнёшь стульчиком в гада, защиту собьёшь, ну и быстро добивай его, пока не опомнился. Ещё очень хорошая штука «Кумулятив» — но требует привычки. Ещё нравится «Заряд». Вот с этой троицей в основном и бегаю — остальное не зашло. Оружие сделано очень здорово, своё поведение, свои особенности, всё это с любовью нарисовано и озвучено.
Шикарные побочные задания
Тут такая история: есть просто побочные задания — типа уничтожить узлы Ииссов, когда прибежал в нужное место Дома и там всех перестрелял, и заодно уничтожил красные такие штуковины мерзкие. А есть ПОБОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ, типа как с холодильником — вот это я наложил кирпичей в первый раз — не буду спойлерить, сами всё поймёте. И вот за ними охотьтесь, читайте туториалы, ну а лучше находите сами. Как правило, их раздают всякие важные персонажи, так что стоит пройтись и проверить — особенно если вы уже примерно на половине (получили левитацию, примерно так).
Боевая учёба — залог победы!
У каждого из нас будет собственный стиль игры в Control, но, главное, не забывайте про уклонение, использование щита, броски и взаимодействие с окружением. С появлением левитации бой становится похожим на танец — когда нужно сменить позицию и подобрать здоровья иногда проще подняться и резко, шшшик-шшшик, переместиться в нужную сторону. В воздухе. А потом снова сменить позицию, швырнуть бетона рейнджерам, да и показать им «Заряд». Топовое умение — захват и бросок ракет и гранат. Работает и с ракетами или гранатами, но и с боссами тоже (холодильник!). Левитация поможет забраться в неизведанное — задерите голову, посмотрите наверх.
Но в некоторых случаях пройти миссию поможет только время
Да, и за это я люблю Control ещё больше — лабиринт «Пепельница» доступен вам сразу, и я там, как идиот, бегал минут пятнадцать, прыгая и ускоряясь, подсказок и прочего нет. Когда вы встречаете такое затруднение, то имейте в виду: скорее всего, пройти дальше можно будет лишь со временем. Получите задание или ещё что-то. Ещё, бывает, начинаешь тупить, не понимая, куда идти — смотрите на карту, ну и включите логическое мышление. Старейший Дом, хоть и очень странный, но строили его советские архитекторы — на каждом этаже переходы из отдела в отдел устроены своим манером, так что вокруг заветного коридора можно бродить полчаса, как актёр Семён Фарада в фильме «Чародеи». Только к Семёну Фёдоровичу не высаживались красные выродки с автоматическим оружием, а к вам, стоит лишь покинуть помещение и зайти заново, они тут же прилетят. Даже не сомневайтесь!
Я не хочу, чтобы Control заканчивалась
Хорошая новость, выйдут ещё DLC, вот на DTF про это писали. Жду с нетерпением, прямо очень и очень-очень. Ну а после концовки можно гонять особые предметы и выполнить парочку побочных миссий. Серьёзно, я давно не проводил столько времени с игрой — мне сорок лет, времени нет, да и нервов на Sekiro уже не хватает. Серьёзно, сорок повторений, я до сих пор в самом начале — вы издеваетесь? А вот Control, пусть и сложна кое-где, но ты хотя бы движешься к цели и нет ощущения БОЛИ. Тебя никто не пугает из-за угла — хотя местами тут мрачно-мрачно-мрачно, ты точно понимаешь, когда начнётся движ, проходить по одному этажу за вечер можно даже если у тебя трое детей и собака (у меня так друг играет). Если вам столько же лет, сколько и мне, вы обращаетесь к приставке только с выходом The Last of Us или God of War — вернитесь, пожалуйста, к Control. Получите огромное удовольствие, уверяю вас.