Звук войны: «Дюнкерк» Нолана
Когда впервые зашла речь о том, что Кристофер Нолан снимет фильм о Второй мировой войне, я очень удивился — зачем? Что нового можно показать, чего еще не было в фильмах на эту тему?
Оказалось, ответ лежал на поверхности — Нолан не пытается показать, он отправляет зрителя на войну.
Завязка и почти весь сюжет легко умещается в одном предложении — 1940 год, трехсоттысячная армия французов и британцев попала в окружении на побережье в городе Дюнкерк, на эвакуацию были отправлены гражданские судна, так как военный флот решили поберечь для последующих битв. Всё.
Фактически фильм состоит из трех перемешанных между собой короткометражек. Истории стартуют в разное время и в разных местах, но в итоге сходятся в одном месте в одну минуту. Не обошлось без нолановского монтажа с прыжками во времени, но нас не пытаются запутать и четко указывает точку отсчета. Хотя путаться там особо не в чем — истории просты, а мотивы и поступки героев понятны каждому.
Вот новобранец в числе тысяч других пытается вырваться из окружения, у него нет высокой цели он не думает о судьбе родины, просто спасает свою жизнь ведомый инстинктом самосохранения и приказом добраться домой. Вот пилот королевских ВВС, он просто делает то что должен делать, методично и профессионально. Героизм оставили обычным людям, например капитану прогулочного катера, участвующего в эвакуации. Он мог бы остаться дома, отдать корабль военным морякам, но принял твердое решение участвовать. Почему? Это пожалуй одна из немногих загадок фильма, но не ждите неожиданного сюжетного поворота, остросюжетной развязки и эпических битв.
Как для военной драмы у Дюнкерка на удивление спокойный и размеренный тон повествования, нет попытки вывести на эмоции. Даже воздушный бой показан без суеты, нервов, адреналина и скорее похож на шахматную партию. Из общей картины выбивается лишь перегруженная монтажными склейками и пафосом концовка, впрочем, это сделано явно намеренно.
Гитлеровцы — это падающие бомбы, пять самолетов и одна бесшумная торпеда и ни одного человека, ни одного лица. Как ненавидеть врага, если никогда его не видел? Вот и герои относятся к немцам спокойно, как к непреодолимой силе, как к стихии. Стихию невозможно победить, но ей можно попытаться противостоять. Такой подход к отображению войны поначалу удивляет и обескураживает, его тяжело принять, не к таким фильмам я привык.
Но потом я понял — герои в Дюнкерке не для истории, а для переноса зрителя в определенные обстоятельства и ситуации. Помните сцену стыковки из Интерстеллара? Тебя вдавливало в кресло и ты почти не дыша управлял челноком, а не Купер. Ну вот здесь почти так же, но полтора часа и про войну. Ты обычный солдат, ты стараешься ни к кому особо не привязываться, ты даже не видишь врага.
На меня падали бомбы, я тонул, летал на спитфайре и вылавливал в крестовину прицела мессер — так сможет сказать почти каждый кто сходит в кино на Дюнкерк.
Нолан сконцентрировался на погружении в происходящее на экране и на детальности отображения войны. Поверьте, ничего подобного вы еще не слышали.
Звук войны — это тарахтящая и гремящая заклепками кабина истребителя, это рев бомбардировщика и следующий за ним пронзительный вой падающей бомбы, перед разрывом которой инстинктивно закрываешь уши руками. Количество звуковых деталей поражает. Музыка Циммера вступает в ритме первых выстрелов, затихает, выходит на первый план, сливается со звуками или усиливает их, но не замолкает ни на секунду. Мощная работа, Оскар за звук и музыку — досрочно. Смотреть фильм рекомендую только в IMAX, ну или в крайнем случае в кинотеатре с Dolby Atmos системой.
Картинка хороша — живая, но не трясущаяся камера, удачно подобранная цветовая гамма с традиционным для режиссера минимальным применением компьютерной графики. Из-за этого правда пострадала масштабность — непонятно каким образом 8 кораблей вывезли 300 000 людей, но с другой стороны лучше так, чем бросающееся в глаза, разрушающий атмосферу, CG.
Диалогов в фильме минимум, из актерского состава особо выделить некого, Нолан по видимому даже солиста One Direction способен заставить сыграть хорошо (каламбур). Ах да, Том Харди весь фильм сидит в маске и вынужден лицедействовать одними глазами. После Mad Max ему не привыкать, поэтому справился он на отлично…но боюсь только что интерес большинства женщин к фильму опустился ниже нуля.
Дюнкерк не лучшее в мире кино про войну, здесь нет ничего нового, истории настолько просты, что переплетение монтажом не прихоть режиссера, а необходимость — без этого приема потерялась бы динамика и было бы откровенно скучно, сопереживать-то в фильме особо некому.
Само собой на IMDB благодаря Нолано-фанам Дюнкерк скорее всего обгонит и Шиндлера и Райана. Хотя по факту Дюнкерк играет в другой лиге — это самый реалистичный киноаттракцион про войну, как бы цинично это не звучало. Полтора часа я просидел прибитый к креслу и дышал через раз, попкорн так и остался непритронутым. Сработает ли эффект погружения на всех? Однозначно нет, знаю людей, заснувших на Mad Max…точнее знал, как с такими дальше общаться?
Этого ли ждал от Нолана? — Нет. Понравилось ли то что он показал?- Да.
Кристофер сажает семилетнего тебя рядом и голосом дедушки-прадедушки рассказывает простую историю про войну, про то, что пережил сам, без шокирующих подробностей, крови и кишок, не слишком эмоционально, ведь столько лет прошло, без пафоса, но с деталями, которые может знать лишь человек, побывавший там. Включать воображение не требуется, за тебя это уже сделали другие, остается лишь погрузится в историю и снова пережить её.