Fujifilm GFX 100II: да здравствует новый король!
Мечта фотографа.
День для презентации Fujifilm в этом году выбрали далеко не самый удачный: новости из мира фотографии и так всё реже пробиваются на первые полосы, а анонс новых iPhone в тот же день и вовсе похоронил под собой все другие инфоповоды 12 сентября. А рассказать есть о чём.
Представленный в 2019 году, Fujifilm GFX 100 был первой крупноформатной камерой со стабилизацией матрицы и фазовым автофокусом. Это была огромная камера с интегрированной батарейной ручкой и внушительной стартовой ценой в $10 000. Чуть позже была выпущена GFX 100S, где был тот же сенсор на 102 Мп, практически все те же функции, ещё более эффективная стабилизация и, при этом, гораздо более компактные размеры с более привлекательной ценой в $6 000.
Но поскольку стоимость и размеры линейки GFX уже стали сопоставимы с полнокадровыми флагманами, то появились новые сценарии их использования, где главной претензией к линейке обычно был автофокус. Тут стоит оговориться: что в сравнении со крупноформатными камерами Hasselblad и Leica проблем с автофокусом у GFX 100 и 100S как не было, так и нет до сих пор, но до полнокадровых Sony и Canon следящий АФ откровенно не дотягивал.
GFX 100II: что изменилось?
И вот тут на рынке появляется GFX 100II, куда воткнули новый 102 Мп сенсор с увеличенной вдвое скоростью считывания и X-Processor 5 от Fujifilm X-H2S. Теперь этот монстр имеет в арсенале нейросетевой следящий автофокус по объектам и серийную съемку до 8 к/с, что для камер с такими матрицами — абсолютный рекорд.
Улучшили и стабилизацию: до 8 стопов против 5,5 у GFX 100 и 6 у GFX 100S. И если на GFX 100 и 100S, по личному опыту, вполне комфортно можно было снимать даже стрит, то GFX 100II Fujifilm уже серьезно продвигает как камеру, подготовленную для спортивных мероприятий.
Базовое ISO понизили со стандартных 100 до 80. Это значит, что теперь будет доступен ещё более широкий динамический диапазон с меньшим количеством цифрового шума. Видоискатель стал ещё лучше: он теперь — 9,44 Мп / 120 fps. Как и в оригинальном GFX 100, здесь он тоже съемный и, с помощью специального переходника, может быть установлен вертикально.
Видео
Если у 50-мегапиксельных GFX видеофункции есть «для галочки», а GFX 100S просто снимает неплохо, то GFX 100II, пожалуй, первая гибридная крупноформатная камера на рынке. Во-первых, благодаря новой матрице, уменьшился роллинг-шаттер; во-вторых, добавили поддержку 8K 30 к/с и 4K 60 к/с; в-третьих, наконец, добавили функцию разжатия изображения с анаморфотных объективов — ждём теперь на кроп-камерах.
Как и Hasselblad X2D, камера получила разъем для карточек CFexpress Type B, но и слот для стандартных SD UHS-II остался на месте. Встроенной памяти, кроме буфера, у GFX 100II по-прежнему нет, зато появилась поддержка съемки на внешний SSD-накопитель. Удобно, когда 5 RAW-файлов весят под гигабайт: пространство на карточках улетучивается моментально.
Главный вопрос: будет ли всё это дело греться при записи в 8К? Будет, поэтому предусмотрен разъем для подключения внешнего блока охлаждения, который был представлен вместе с X-H2S прошлым летом.
Корпус
Мне очень импонирует новый дизайн-код Fujifilm, и, несмотря на особую любовь к ретро-«дальномерным» X100V и X-Pro 3, кажется, у меня появился новый фаворит. Особенно повезло нашему Илье Кичаеву, который так и не мог определиться, что ему нравится больше: GFX 100s или Leica SL2, ведь GFX 100 II выглядит, будто нейросеть попросили смешать эти два фотоаппарата.
Камера получила темный графитовый цвет корпуса и новое покрытие с Y-образным паттерном. Выглядит стильно и современно. Верхняя плоскость имеет выраженный наклон в сторону фотографа, так что работать со вторым черно-белым ЖК-дисплеем станет удобнее. Кстати, его интерфейс тоже обновили.
Кнопок, в кои-то веки, стало больше! Добавили две программируемые между хватом и байонетом, а также переработали компоновку функциональных кнопок рядом со «спуском».
Вердикт
Аналогов нет. Без шуток, даже при космической цене $7500. Hasselblad X2D дороже на $1000 долларов, а из преимуществ может предложить только встроенный SSD на 1 ТБ и потенциально большую скорость лепесткового затвора. Leica SL вообще застряла где-то в 2010-х годах, а Phase One редкий человек выносит за пределы студии.
Получается, что Fujifilm снова сделали, без преувеличений, лучшую фотокамеру на рынке. Вот только… Такой термоядерный набор характеристик нужен даже далеко не всем профессионалам. Я снимаю на GFX 100s практически со дня официального анонса и она устраивает меня во всём, а с производства модель пока не снимают. Зато автомобильные фотографы будут счастливы — там скорости автофокуса точно не всегда хватало.