Обзор Leica SL2-S: тяжесть — это надёжно
Одна из самых интересных камер на рынке.
За «Лейкой» закреплено особое место в мире фотографии. Многие воспринимают бренд как что-то высокое: «Ого, он/она снимает на Leica!» Отчасти такое отношение оправдано, поскольку за этим названием стоят значительные люди: Энни Лейбовиц, Альберто Корда, Роберт Капа, Анри Картье-Брессон, Альфред Эйзенштадт и другие, не менее известные и культовые фотографы. Все они сделали «Лейку» великим именем в мире фотографии.
Конечно, в XXI веке у многих возник вопрос: а действительно ли цифровая «Лейка» (замените название компании на любой другой бренд) является «той самой» Leica, которой она стала в эпоху плёнки?
Для меня ответ такой: да, это та самая «Лейка». Пусть я осознанно и не снимал на плёнку, но, на мой взгляд, очевиден один момент: дух фотографии заключается не только в материале, на который вы снимаете. Это может быть плёнка, а может быть сенсор, произведённый на мощностях одной из подконтрольных Sony компаний.
Вводные
Новая Leica делает камеры, на которые многие смотрят с трепетом. И даже с учётом того, что я больше года постоянно фотографирую на Leica Q2, на камеры этой компании до сих пор смотрю с трепетом. Моя «Лейка» не совсем моя — я отобрал её у Вали Wylsacom. Он купил себе Q2 на позапрошлый Новый год, но много фотографий на неё так и не сделал.
В Q2 меня не устраивают многие вещи. Себе я в который раз обещаю, что скоро напишу текст об этой камере. В нём будет много любви и ненависти. Одной из причин моего недовольства стало отсутствие сменной оптики. Эта камера делает отличные снимки, но всё-таки объектив на 28 мм накладывает определённые ограничения и не является универсальным решением для съёмки.
Поэтому я обратил внимание на SL2-S. У неё есть сменная оптика, которая крепится с помощью байонета Leica L. А ещё это дико стильная камера. Я хотел её попробовать и узнать, есть ли в ней что-то, помимо стиля. Зная Q2, у меня был заранее готовый ответ: да, конечно есть.
И вот российское представительство Leica Camera предоставило мне камеру. В довесок там ещё оказалось три объектива. Всё это вызвало у меня определённый трепет: суммарная стоимость оборудования в сумке, с которой я выходил из ГУМа, оказалась более 1,6 миллиона рублей. Чума. В моём родном городе столько стоит «трёшка» вообще-то. Тяжело не только физически, но и морально ходить с такой техникой!
Давайте так. Если вам интересно, умеет ли снимать Leica SL2-S, стоимость «боди» которой составляет 390 тысяч рублей, то я сразу отвечу: конечно умеет. Главное — привыкнуть. Это отличная камера, с помощью которой вы сможете создать шедевры. Если, конечно, способны на это. Но также эта камера пройдёт бóльшую часть пути, сделав всё, что от неё зависит. Мне как-то повезло: именно с этой «Лейкой» я сделал, на мой взгляд, лучший снимок в своей жизни. Как минимум на данный момент:
Не последнюю роль тут играют объективы. Уж Leica-то умеет их делать. Снимок выше сделан на Summicron 90 мм со светосилой f/2.0. Цена — 410 тысяч. И этот объектив — моя любовь. Он очень резкий, у него невероятно красивое боке.
Таким образом получается скромный набор «фотоаппарат + объектив» ценой 800 с лишним тысяч рублей. Многие зададутся вопросом: зачем покупать эту камеру, если за те же 810 тысяч можно купить среднеформатный Fujifilm GFX100S и два объектива в придачу? Или полнокадровую Sony α1. Или Nikon Z9. Или практически любую другую камеру. Полноформатную — так точно.
Вопрос логичный, и я задавал его все две недели, что снимал на эту «Лейку». И задаю его себе до сих пор, набирая этот текст.
Но давайте обо всём по порядку. Вот вводные:
Leica SL2-S | |
Формат | Беззеркальный, ФФ |
Матрица | CMOS размером 36 × 24 мм с разрешением 24,6 Мп и размером каждого пикселя 5,93 µm |
Стабилизация | Матричная пятиосевая. Максимум — 5,5 стопов |
Кроп-фактор | 1 |
Байонет | Leica L |
ISO | Авто: от 100 до 100 тысяч. Ручной: 50 – 100 000 |
Компенсация экспозиции | ±3 с шагом 1/3 EV |
Выдержка | Механический затвор: 1/8000 — 30 мин Электронный: 1/16 000 — 60 секунд |
Видоискатель | Электронный OLED-видоискатель с разрешением 5,76 млн точек. Коррекция от +2 до −4 диоптрий |
Экран | 3,2 дюйма, IPS с разрешением 2,1 млн |
Карты памяти | Два слота SD класса UHS-II (рекомендуемый), UHS-I, карта памяти SD/SDHC/SDXC |
Размеры, вес | 146 × 107 × 83 мм при весе 931 грамм с аккумулятором и SD-картой |
Официальная российская цена за body | 390 150 рублей |
Дизайн
Как я сказал выше, это очень стильная камера. Мне особенно нравится минимализм. Это вам не Sony, конечно!
Только четыре элемента интерфейса хоть как-то обозначены. Это кнопки Play, Fn и Menu, а также тумблер включения и выключения, отмеченный надписью On и Off. На этом Leica останавливается, и правильно делает: зачем помечать другие кнопки, если их можно схематично изобразить при настройке?
Камера в руках лежит очень хорошо, хват прямо-таки сделан для правой руки. При этом есть выемка, в которую очень удобно ложатся пальцы, из-за чего камера удерживается надёжно.
Но вот главная проблема, связанная с физическими элементами управления, заключается в том самом тумблере включения: он находится в левой части корпуса. И меня раздражало, что я не могу дотянуться до неё пальцем правой руки. Почему нельзя было сделать так, как это реализовано у Leica Q2, где тумблер включения и кнопка спуска затвора совмещены? Я фотографирую одной рукой!
Камера говорит вам: пользуйся мною двумя руками. С другой стороны, случайно точно не выключите камеру. Но за две недели я так и не смог привыкнуть к регулятору включения, недоступному для правой руки.
Тут «Лейку» понять можно: камера совсем нелёгкая — 931 грамм весит «тушка» и ещё 700 граммов объектив Leica APO-Summicron-SL 90 mm f/2 ASPH. Я полагаю, именно из-за веса объективов тушка полнокадровой «Лейки» весит больше среднеформатных Fujifilm GFX50S II / GFX100S — именно так камера не выглядит слишком лёгкой и стёкла не перевешивают её. С другой стороны, вес камеры — ещё один её минус.
Leica SL2-S — практически точная копия SL2. Главное внешнее отличие — надпись Leica. У SL2 она белая, у SL2-S — просто выбита чёрным на чёрном корпусе:
Минимализм в дизайне меня покорил. Все кнопки, кроме Play и Menu, настраиваются под те функции, которые нужны лично вам. Хотите на большое кольцо сверху назначить компенсацию экспозиции? Легко. Выдержку — без проблем.
Видоискатель и дисплей показывают очень похожую картинку по температуре и оттенкам. Оба очень хорошо откалиброваны. Особенно порадовал электронный видоискатель, способный показывать 120 кадров в секунду, — картинка очень плавная.
А ещё я же очкарик. И из-за этого не могу пользоваться видоискателями многих камер: резиновые уплотнители сразу же пачкают стекло, а без очков ничего не видно. Но Leica SL2-S стал первым фотоаппаратом, видоискателем которого я могу использовать без очков. Здесь есть настройка диоптрий вплоть до −4. С учётом моих −3 с астигматизмом это очень крутой показатель. А ещё мне очень понравилось, как легко регулируется коррекция диоптрий:
Колёсико двигается очень приятно, еле заметно отщёлкивая каждое деление. Очень хорошо и удобно. Правда, я постоянно его крутил туда-сюда, набирая очередной текст, — отличный антистресс.
У SL2-S есть джойстик управления камерой. Он подвижный и очень хорошо реагирует на нажатия и наклоны из стороны в сторону.
Флешки вставляются справа. Тут есть сразу два слота:
Слева находятся отдельные разъёмы под микрофон и наушники, а также USB Type-C, через который можно заряжать камеру прямо во время съёмки. Помимо этого, есть и полноценный HDMI.
Снизу вы можете достать аккумулятор, а также коннектор для подключения дополнительного батарейного блока.
Камера использует аккумулятор условной ёмкости 1860 мА·ч. Аналогичный аккумулятор вы можете встретить в Leica Q2.
Меню
Я откровенно не понимаю, почему другие производители не могут сделать такое же меню. Нажав на кнопку Menu, вы попадаете в быстрые настройки. На сенсорном экране уже можно выбрать нужный вам режим. И это чудесно! Посмотрите сами:
Камера снимает в нескольких режимах, есть привычный многим выбор PASM. Мой любимый — «A». Это не автоматический режим, здесь вы настраиваете всё сами, кроме выдержки, отдавая приоритет диафрагме. Для работы с импульсным и постоянным неизменяемым светом выбирайте «М», где в вашей власти окажется выдержка, но не будет компенсации экспозиции.
Как сделано у других производителей? Canon, Sony, Nikon, а также некоторые новые Fujifilm дают пользователям физическое кольцо выбора режимов. И это, кажется, самый непопулярный физический элемент интерфейса камеры. Зачем ему выделять отдельное кольцо?
После меню быстрых настроек есть самое обычное меню, которое вызывается нажатием на три полоски. Там семь страниц по семь пунктов на каждой. Всё понятно, всё легко найти. Почему Sony не может сделать так же?
Снимаем
Камера запускается не очень быстро. Мне не очень понятно, с чем это связано, но Leica Q2 с полнокадровой матрицей на 50,4 Мп (эффективных 47,3 Мп) готова к работе меньше чем за секунду. Тут же потребуется подождать секунды две-три.
Автофокусировка
Запуск и количество мегапикселей — это немногое, в чём Q2 превосходит SL2-S. В остальном же лидерство за «эской»: автофокус в разы быстрее и чётче. Но его скорости и точности многим окажется недостаточно — всё-таки автофокус контрастный. Такой тип автофокуса медленнее в сравнении с фазовыми у флагманов Canon или Sony, он часто пропускает объекты и оставляет их вне зоны фокусировки. И тут мне не очень понятно, почему камера стоимостью под 400 тысяч рублей не получила фазовую фокусировку.
Leica SL2-S умеет детектить лица и объекты, но на деле ей это не сильно помогает. Нередко возникает спорный момент, когда объект съёмки вроде бы виден камере, но сфокусироваться на нём «Лейка» не может. Но если сравнивать с той же Leica Q2, то прогресс очень заметен.
Буфер
Если вы знакомы с Q2, то знаете, что буфер у неё не самый лучший: сделали восемь-девять снимков и ждёте. И ещё ждёте. Эта камера делает отличные фотографии, но их записи на флешку, независимо от её типа, придётся подождать.
C SL2-S таких проблем нет. Я фотографировал в JPEG + RAW без каких-либо сжатий, и результаты сразу же появлялись на флешке. При этом у меня не самая быстрая SDXC класса UHS-I, а не рекомендуемая UHS-II. За такое стоит благодарить буфер с 4 ГБ, заполнить который будет очень сложно. А если снимать только в RAW, то заполнить его вообще невозможно.
Сказывается и меньшее в два раза разрешение, которое делает файлы значительно легче.
ISO
Отличие SL2-S от базовой SL2 заключается в используемой матрице. Если у «эски» она на 24,6 Мп, то у SL2 — на 47 Мп. Обе камеры позволяют снимать в автоматическом режиме со светочувствительностью от 100 до 100 тысяч ISO. Если же вы выбираете снимать вручную, то расширенная светочувствительность начинается с 50 ISO.
На мой взгляд, пиковое рабочее значение ISO — 6400. Выше уже появляются слишком сильно заметные шумы, картинка сначала становится с пурпурным отливом, а на самых высоких значениях светочувствительности происходит деградация цвета. ISO выше остаётся информационным, а вот сто тысяч я бы вообще никогда не использовал — информацию оттуда получить крайне сложно:
Скинтон
Две с небольшим недели с этой камерой дали мне чёткий ответ на вопрос, какую камеру я хочу. Это Fujifilm GFX100S. И Leica SL2-S. Это две потрясающие камеры. «Лейку» я хочу использовать для съёмки портретов. И дело не в том, что именно на неё я сделал свой любимый портрет.
Дело в том, что «Лейка» даёт фотографам практически идеальный скинтон. Какой у камеры выходит цвет кожи! Ох, ему стоит петь все возможные дифирамбы.
Фотографируя людей на SL2-S и другие «Лейки», вы получаете кожу, цвет которой не хочется менять. Это подмечают как фотографы, так и модели, которым очень нравится, как они выглядят на получившихся снимках.
Приложение
У «Лейки» есть замечательное приложение Leica FOTOS. Его функциональность вполне обычная: скачать фотографии и дистанционно сделать фотографии. Видео тут можно только снять, но вот скачать его не получится.
Мне это приложение нравилось ещё тогда, когда оно работало с Leica Q2. Но там меня не очень устраивала скорость — пока скинешь на смартфон DNG-файл, который весит более 80 МБ, пройдёт довольно много времени.
С Leica SL2-S всё работает гораздо быстрее. Да, «равки» весят в два раза меньше из-за меньшего разрешения, но даже с учётом этого снимки скачиваются в разы быстрее.
Дистанционное управление камерой работает также без тормозов. Всё очень плавно. Есть минимальная задержка, но она прямо-таки незначительная.
По моему опыту это самое быстрое приложение среди всех приложений для коннекта камер со смартфонами.
Итог
Leica SL2-S — необычная камера. Если брать комплект «Leica камера» и «Leica объектив», цена взлетит примерно до 800 тысяч рублей, если это не комплект с китовым Leica Vario-Elmarit-SL 24-70 F/2.8 ASPH., который стоит 550 тысяч рублей. Если смотреть на другие объективы с байонетом L от Lumix или той же Sigma, то можно уложиться в 500 тысяч рублей за комплект.
И понятно, что это совсем недёшево. У камеры есть множество недостатков. Для меня это контрастный автофокус, а также вес камеры и объективов для неё. И, что очень важно, цена.
Из плюсов — Leica SL2-S очень легко ложится в мою руку. У неё потрясающее управление. У неё выходят невероятно крутые фотографии, особенно портреты. Я влюбился в эту камеру.
Несколько месяцев назад я полюбил Fujifilm GFX100S, сейчас это повторилось с Leica SL2-S. Две потрясающие камеры, о которых хочется говорить вечно. Две очень дорогие камеры, которые мне, к сожалению, сейчас не по карману.
При этом трудно сказать, что у «Лейки» слишком высокая цена. Точнее, её цену легко оправдать. Во-первых, камеру собирают чуть ли не вручную. Во-вторых, её собирают в Германии, что стоит гораздо дороже, чем производство в Азии. Не стоит забывать и про красненький кружок логотипа Leica: за него Leica Camera AG вынуждена выплачивать лицензионные отчисления Leica Microsystems GmbH, которая производит микроскопы.
Вот так и выходит, что стоимость камеры, с одной стороны, высока, а с другой — нет.
И заканчивая разговор о цене, я повторю вопрос, заданный в начале: почему я должен купить Leica SL2-S, а не другой фотоаппарат? Найти ответ мне сложно, за ним я обратился к фотографу Алексею Корзову, который фотографирует как на «Кэноны», так и на «Лейки»:
Я не считаю себя задротом техники, но, положа руку на сердце, ни одна камера не даёт такой глубокой картинки. Мне от этого даже обидно. Лучше бы она мне в руки вообще не попадала.
Фотограф
Обратившись к Алексею, я понял, что всё-таки какой-никакой, но ответ я нашёл. Звучит он так: Fujifilm/Sony/Canon/Nikon — это не Leica. В Leica есть свой дух.