Обзор игры Atomic Heart
Вкалывают роботы, а не человек.
Пока кто-то начинает свой путь с небольших инди-проектов, российская студия Mundfish решила зайти в игровую индустрию с ноги — сразу же создать дорогой и качественный блокбастер. Её первым проектом стал шутер от первого лица — Atomic Heart. Причём не рядовой военный боевичок, а шутер в стилистике яркого советского ретрофутуризма. Atomic Heart начали разрабатывать в 2017 году, одно время злые языки даже утверждали, что её не существует и всё это фикция. Но вот игра вышла, и в нашем обзоре мы расскажем, какой же получилась Atomic Heart.
Сюжет
На дворе 1955 год, и альтернативный Советский союз достиг небывалых технологических высот. Всё благодаря учёному Сеченову, который открыл уникальный полимер — что-то вроде прозрачного геля. Эта разработка позволила создать роботов, летательные аппараты и другие высокотехнологичные устройства, что делает СССР главным поставщиком технологий для всего мира.
Мы играем за майора Нечаева с позывным П-3, который является личным агентом Сеченова и прибывает на торжественное событие — запуск нейросети «Коллектив 2.0». Это специальная сеть, которая, простым языком, должна объединить сознания людей для управления роботами и принятия важных решений. Утопия, в которой общественное мнение всех без исключения будет направлять мир в ещё более светлое будущее. Плюс через «Коллектив» можно будет звонить, отправлять сообщения и вот это вот всё социальное.
Естественно, в самый важный и ответственный момент всё идёт не по плану: роботы сходят с ума, начинают убивать людей, кругом хаос и неразбериха. Вы оказываетесь посреди этого беспорядка с одной целью: остановить роботов и найти причину сбоя. Для этого вам надо отправиться на Предприятие 3826 — колыбель роботов и советской научной мысли. Но подземные лаборатории и испытательные полигоны Предприятия хранят очень много тайн, которые вам предстоит по пути узнать. В том числе историю самого майора.
Локации
С первых минут всё происходящее очень напоминает игру Bioshock Infinite — летающие города, утопическая жизнь советских граждан, технологии и яркие краски счастливого альтернативного мира. Но большую часть геймплейного времени вы проведёте в подземных цехах и лабораториях, и тут Atomic Heart похожа больше на первый Half-Life. Повышенная секретность, уровни допуска и трупы кругом — вы часто будете блуждать по разрухе в одиночестве.
Ещё одной игрой, из которой авторы черпали вдохновение, стала Portal. В Atomic Heart есть особые испытательные полигоны — за их прохождение вы получите дополнительные модули для оружия и кучу ресурсов. Стиль, музыка, строение и масштабы комнат, а также отсутствие живых людей — всё это мне напоминало именно разруху заброшенной лаборатории Aperture Science. К слову, тут тоже есть обезумевшие роботы. Пазлы не очень сложные, так что не бойтесь, что потеряетесь там на пару лет.
Есть в Atomic Heart и полуоткрытый мир — поверхность над Предприятием. Это среднего размера территория, по которой даже можно прокатиться на Москвиче 412. Эта часть игры совсем немного напоминает Far Cry 3, но никаких аванпостов зачищать не придётся, да и мир снаружи пустоват — ни точек интереса, ни особого лута, только патрули роботов. Можете даже их уничтожить, но специальные дроны вновь всех починят. Это, кстати, тоже бесит, но есть возможность вырубить машины надолго.
Персонажи
Компанию во всех этих приключениях вам составляет говорящая перчатка ХРАЗ — Хранитель Знаний. Это технологическое устройство и ваш постоянный спутник, которого вам выдал Сеченов. ХРАЗ помогает взламывать замки, собирать ресурсы, атаковать врагов, а также большую часть времени именно с ним главный герой будет вести беседы и рассуждения о происходящем. Будут и другие живые люди, и даже мёртвые, но с ХРАЗом диалогов больше всего.
Стоит отметить, что поначалу сюжет идёт очень туго, П-3 в основном ругается на случившееся (в том числе матом), но позже диалогов и деталей происходящего становится больше, а события — запутанней. Правда, порой майор и ХРАЗ общаются в самые неподходящие моменты: то час молчат, то посреди решения какой-нибудь задачи начинают долго и рассудительно обсуждать каких-то людей и события. В разгар боя переключиться на их трёп бывает сложно. И это странное решение, потому что в Atomic Heart хватает мест, где можно рассказать что-то игроку через диалоги — например, лифты-загрузки.
Геймплей
Atomic Heart в первую очередь шутер, поэтому вы будете часто стрелять. Оружия немного, но сделано оно красиво и работает ровно так, как нужно — уничтожает врагов. Помимо прямого урона, надо ещё учитывать уязвимости — в перчатке есть несколько способностей, а к оружию можно добавлять специальные ёмкости с элементным уроном вроде огня, электричества и холода. Нет, можете, конечно, просто долбить врагов в лоб и даже победить, но тогда вам покажется, что все враги — губки, и вам вечно будет не хватать патронов и аптечек.
Ещё в Atomic Heart сделали очень большую ставку на оружие ближнего боя, там их аж четыре штуки, каждый со своими особенностями. В первой половине игры это может немного раздражать, вкупе с малым количеством патронов и слабым огнестрельным оружием, но ближе к середине и после прокачек от топоров можно отказаться. А может, вам, наоборот, понравится рубить врагов огромной палкой с циркулярными пилами на конце.
Почти всё оружие вы будете создавать из собранных ресурсов в специальном похотливом автомате по имени Элеанора. Зачем её сделали такой — не ясно, с миром игры это мало сочетается, но благо она домогается игрока всего пару раз. Одни чертежи оружия и модулей выпадают постепенно и случайным образом из крупных сундуков, другие же надо добывать, проходя те самые испытательные полигоны. Опять же нехватка ресурсов может быть в начале игры, после середины достаточно разобрать одно оружие, чтобы собрать из него другое — штрафа за это нет.
Что касается ресурсов, в вашу перчатку встроен натуральный лутосос: зажимаете кнопку, и предметы из шкафов и столов летят вам в ладонь. Вначале это забавляет, но позже — утомительный процесс, где надо возюкать курсором по экрану в ожидании, пока всё соберётся. А в случае с убитыми врагами это вообще не работает — несмотря на то что роботы разлетаются на части, источник ресурсов от них остаётся один: их тушка, к которой надо просто подойти и нажать кнопку. Ходить и лутососить пол, усыпанный врагами, — долго и неэффективно.
И пусть разработчики явно вдохновлялись последними DOOM, не ждите от Atomic Heart бесконечного рубилова чертей с прыжками по платформам — тут есть арены или большие помещения, где на вас прёт много врагов и играют забойные ремиксы на Аллу Пугачёву, но чаще всего вы или один, или враги поступают под ваши выстрелы равномерно небольшими партиями. Оставшееся время между стычками вы или лутососите, или читаете и слушаете всякие записи, связанные с ЛОРом игры.
Враги
Одна из важных проблем Atomic Heart — рядовые враги почти никак не меняются на протяжении всего прохождения. Из-за этого ближе к концу игры, когда вы уже хорошо прокачаны, роботы становятся занудной рутиной, половину из которых можно просто пробежать. Плюс у всех роботов одна логика: переть на игрока в лоб, без уворотов или попытки обойти с фланга. Лишь один вид железяк имеет крутой способ сменить позицию — после выстрела по игроку он делает rocketjump в случайное место. Это выглядит и работает очень эффективно.
Что касается боссов, то их в Atomic Heart немного, но сделаны они качественно и разнообразно. Не сказать что все они сложные — я несколько раз умирал только на самом последнем, но битвы с ними бросали вызов. Особенно хочется похвалить аниматоров: всё, что касается движений машин, людей или кат-сцен, сделано очень качественно и радует глаз. К слову, близняшки-балерины в начале игры постоянно стоят на пуантах и шевелят бёдрами, переступая с ноги на ногу — дьявол в мелочах.
Графика
Ещё за что хочется хвалить Atomic Heart, так это за картинку — она получилась очень сочной и аутентичной. Находитесь ли вы под землёй или гуляете по природе — детали, освещение, тени и текстуры на высоте. И всё это отлично работает без просадок кадров. В предрелизной версии у меня игра тормозила только на одной кат-сцене вначале, что, скорее всего, было багом, потому что в остальное время — без запинки.
Антураж ретрофутуристического Советского Союза тоже передан отлично: много мелких деталей, плакатов, предметов и особенностей архитектуры. Вообще, именно общее сочетание стиля — то, что выделяет Atomic Heart на фоне других. Возможно, вам не по нраву советская эстетика, или она вызывает у вас неприятные чувства, но здесь всё показано больше в позитивном ключе, словно с обложки журнала, а не безысходные панели и полутёмные подъезды. Но при этом игра не говорит «ах, как хорошо в Совке»: напомню, что это всё же антиутопия, альтернативная вселенная и фантазия на тему «если бы учёные в СССР создали роботов во благо человечества».
Музыка
Отдельного упоминания заслуживает музыкальное сопровождение. Саундтрек для игры писал Мик Гордон — автор музыки для последних DOOM. В Atomic Heart он опять использует свои зубодробительные электрогитарные запилы, но в этот раз круто смиксованные с песнями Аллы Пугачёвой, Владимира Кузьмина и не только. Конечно, кого сейчас удивишь ремиксами на классику, но у Гордона получилось очень достойно влить всё это в происходящее на экране. Крушить врагов и бегать по арене под метал-кавер песни «Трава у дома» — одно удовольствие. Кстати, в игре можно услышать более современные треки, но у этого есть объяснение, спойлерить которое я не буду.
Вердикт
Atomic Heart получился очень достойным проектом. Несмотря на схожесть с другими играми, у неё есть своё уникальное лицо, которое ни с чем не спутать. Да, это далеко не идеальная игра: в ней есть и проблемы с балансом, технические ошибки и, конечно же, баги. Кому-то может не зайти юмор или диалоги покажутся слишком глупыми, для кого-то любое упоминание даже альтернативного СССР — больная тема, но для первой игры студии это очень хороший результат. Впереди у Mundfish много работы, в том числе над будущими проектами, но порадоваться за Atomic Heart и её команду стоит: они прорвались через трудности и сделали хороший продукт.
Atomic Heart была пройдена на средней сложности на ПК примерно за 25–30 часов. В это входит сюжетная кампания, неспешное изучение всех уголков игры с поиском разных аудиозаписей и прохождением полигонов. Процессор AMD Ryzen 7 3700X, видеокарта GeForce RTX 3070, высокие настройки графики.