Откуда шум: слушаем новый альбом Скриптонита, эксклюзив Apple Music — Wylsacom

Откуда шум: слушаем новый альбом Скриптонита, эксклюзив Apple Music

Парень ударил по ностальгии. И сделал это уверенно и играючи.

С утра по привычке проверяя почту, я наткнулся на письмо от Apple. Последние сообщения были посвящены играм в Apple Arcade. Игры запускаю только по дороге, а также иногда мониторю новинки. Но сегодня в письме рассказывалось про новый альбом Скриптонита.

Ключевой посыл письма: альбом эксклюзивно доступен в Apple Music.

Вот альбом:

В письме Apple был один интересный момент. Процитирую:

Скриптонит выпустил новый альбом «2004» и стал первым артистом из России, попавшим на обложку глобального плейлиста Apple Music «Главные новинки».

Apple

Мои познания в рэпе не обширны — я слушаю другую музыку, а из всего хип-хопа мне нравится Macklemore, Machine Gun Kelly с дико крутым флоу, а также пара чуть менее известных исполнителей. Но даже я знаю, что Скриптонит — музыкант из Казахстана.

Решая проверить эту информацию, я наткнулся на интервью, данное музыкантом изданию Colta.ru в январе 2016 года, то есть почти четыре года назад:

Я понимаю, что за четыре года мнение может поменяться.

Тут я плавно подбираюсь к прослушиванию альбома. Уже несколько лет я использую Deezer. А альбом эксклюзивно доступен в Apple Music до конца января. В итоге установил приложение на смартфон, зарегистрировался, получил бесплатный месяц благодаря этому методу… И ничего не вышло! В приложении у меня альбом выглядит так:

С айфона послушать альбом не могу, в настройках выключен родительский контроль. При этом с приложения «Музыка» на маке могу. С чем связано — непонятно.

Спустя пару часов я обнаружил альбом на SoundCloud — его выложил официальный аккаунт Скриптонита:

Музыка

Итак, альбом попал в мировые топы. Вот, кстати, американский:

Сейчас в меня полетят камни. Любая рецензия — это субъективщина, как бы ни пытался быть объективным её автор. Именно поэтому существуют положительные и отрицательные рецензии. Всё-таки в большей степени музыку мы воспринимаем на уровне чувств, а не головой.

В русскоязычном рэпе для меня есть два взрослых исполнителя: Oxxxymiron и Скриптонит. У первого вышел офигенный «Горгород», разрывающий мозг и тело в ошмётки, а второй ворвался в топы шутками про то, что его трудно понять. Тут я не веду речь о мейнстриме вроде Басты, Касты, Элджея или Федука.

Шутки оказались не шутками. Я понял примерно 2 % из всех штук. Это отдельные слова «бабы», «Москва», «зажигаем», «кокс», «ноздри» и очень-очень много ненормативной лексики.

Судя по комментариям на разных ресурсах, фанаты очень рады. Отмечают сведение, само звучание альбома. Проблема в том, что я, как человек некогда работавший звукорежиссёром, не слышу в сведении чего-то выдающегося. Собственно, это является главным показателем отличной работы звукорежиссёра — вы не должны её слышать.

Хотя в треке «Ступеньки» в самом конце вступает партия баса, и сделана она, на мой вкус, слишком топорно: слишком много внимания привлекает к себе.

Альбом называется «2004». И это правильное название — тут очень много отсылок к рэпу того времени: в треке «Мебель», например, я слышу в гитаре отсылки к Михею. Да и вообще тут много сэмплов, взятых из тех лет. На The Flow услышали MIMS, Juelz Santana, а также самоцитирование из прошлых релизов.

Само сэмплирование альбома прям как в те времена. Интерлюдия «Клёвая» прям даёт по ностальгическим щщам: довольно топорное сэмплирование с началом и окончанием повторяющейся фразы на бит в сильную долю.

Да, чёрт, бит в «Сердца из железа» — это прям грязь. Простенький бит, пропущенный через очень жёсткий эквалайзер, с вырезанием верхов и акцентом на середину. Он не прекращается практически на протяжении всего трека. Это будто бы драм-машина. Это круто.

Трек «Ты это серьёзно» звучит как бомба. Это, кажется, единственный из всех треков, который прям выбивается из всего альбома. Если не считать текста, который мне совсем не близок, поскольку он про кокаин, это прям отличная вещь.

Конечно, если вы включите любой из альбомов середины нулевых сразу после прослушивания «2004», вы заметите разницу. Всё-таки Скриптонит понимает, когда альбом выйдет. Тут куда более внушительные акценты на басы, на бит, чем было 15 лет назад: они легко сотрясут даже стандартные сабвуферы автомобилей, ничего нестандартного ватт на 500 устанавливать не нужно.

Выходит, что альбом конца 2019 года в 2004 году точно не смог бы выйти, как бы Скриптонит ни старался. Но это и не нужно. Всё-таки ностальгия съела нам мозг.

В поисках отсылок я начал переслушивать тот самый англоязычный белый рэп начала нулевых. И вот прям задело. Пусть это и не была музыка моего отрочества, — тогда я слушал Red Hot Chili Peppers, Green Day (надо срочно переслушать American Idiot!), обалденный дебютный альбом The Killers. Рэперам тех лет для меня были только Eminem и Everlast.

В 2012 году я случайно оказался причастным к треку «Принципы» альбома «Черти» Честера Небро (на всякий случай уточню, что тогда я записывал фит Поэта без усов). Сейчас вот включил:

Собственно, весь альбом Скриптонита очень сильно напоминает мне тот альбом Честера. С более понятной речью и звучащим более уместным в выпущенное время.

В 2010 году Duran Duran выпустила свой тринадцатый альбом All You Need Is Now. Это было не самоцитирование. Это было желание участников группы вернуться в те самые времена, когда они были на своей заре, если не на пике своей популярности, то на пике своей молодости. Но это был провал — ностальгия зашла слишком далеко.

Если отвернутся от творчества Скриптонита и оценить альбом «2004» в рамках всего 2019 года, то можно сказать, что он проигрывает. Да, альбом показывает, когда он записан. Но выглядит, скорее, как фансервис вроде «Мандалорца» — фанаты «Звёздных войн» будут в восторге от цитирования. Этот альбом возвращает в прошлое. В какие-то моменты это хорошо. Но я за то, чтобы двигаться дальше.

И именно поэтому пойду впервые за несколько лет послушаю ранние работы Eminem и Everlast. А потом переключусь на более понятную мне ностальгию. Но фанаты будут довольны.

Предложения магазинов