Обзор плёночного Pentax 17 — Wylsacom

Обзор плёночного Pentax 17

Стоит $500, снимает по половине кадра на обычную плёнку. Что же может пойти не так?

Pentax 17. Фото: Илья Кичаев / Wylsacom Media

Несмотря на множество препятствий в виде стоимости плёнки и недоступности её проявки, аналоговая фотография будто бы и не собирается умирать. Рынок вторички растёт как на дрожжах. Это видят компании, выпускающие цифровые камеры, и понимают: пора что-то делать.

Таким образом за последние несколько лет мир увидел переиздание Leica M6, которое, несмотря на стоимость в несколько тысяч долларов только за тушку, в магазинах расхватывают как горячие пирожки, а ещё множество странных и почти что одноразовых камер LOMO, являющихся переизданием одного и того же фотоаппарата, но в разных корпусах. Про всякий Instax я даже не заикаюсь — он приносит такой денежный поток Fujifilm, что у компании вполне себе неплохо идут дела. В общем, казалось бы, мёртвый рынок не то что подаёт признаки жизни, а вполне себе бодр.

Иллюстрация: Светлана Чувилёва / Wylsacom Media

И вот Ricoh выпускает Pentax 17. И, по сути, это первый за 20 лет новый фотоаппарат, использующий 35-мм плёнку.

Этого оказалось достаточно, чтобы написать ребятам из BigGeek и попросить достать его для обзора. И вот Pentax 17 у меня.

Дизайн и комплектация

Коробка создаёт впечатление, что камера будет довольно крупной, хотя её вес небольшой:

Открываем и видим, помимо фотоаппарата, ремешок на шею, много макулатуры, а также батарейку CR2. Последнюю вставить довольно просто: на правой грани есть шуруп, который надо открутить. После этого снимайте хват и вставляйте батарейку:

Всё, камера почти готова! Осталось зарядить плёнку и вперёд!

Судя по реакции снимающих друзей и знакомых, многие, ориентируясь на фотографии, считают, что это какой-то пластиковый игрушечный фотоаппарат. На деле, когда берёшь в руки, тактильные ощущения от него вполне положительные — этому способствуют верхняя и нижняя части, сделанные из магниевого сплава, а также псевдокожаная передняя часть:

А вот пластиковый задник, за которым прячется плёнка, ощущается и звучит очень дёшево. А ещё он немного люфтит. Зато кармашек для отрезанного язычка с названием плёнки на месте:

Весит камера всего ничего — 290 граммов без плёнки и батарейки. В моих руках это самая лёгкая камера, которую нельзя назвать мыльницей.

Дизайн камеры разрабатывал один из самых опытных мастеров компании — Сузуки Такео. По его словам, он вдохновлялся такой классикой Pentax как LX, KP и Auto 110. Вот они идут по порядку:

Если вы тоже не понимаете, как из этого получился Pentax 17, то порадуемся: мы не одиноки! Лично я тут вижу больше другой легендарной классики — Epson R-D1 и Contax G2, но не мог же мистер Такео назвать камеры других марок?

В чём главная особенность Pentax 17?

Я бы назвал две главные фишки этого фотоаппарата.

Формат

Хоть 17 и использует самую обычную плёнку 35 мм, которая вставляется в любую мыльницу или условный дедовский «Зенит», но подход к плёнке другой. Она полукадровая: на площадь одного полного кадра этот Pentax умещает сразу два. То есть размер одного кадра физически занимает прямоугольник в 17 × 24, а не 36 × 24 мм, как у подавляющего большинства обычных плёночных камер. Собственно, число 17 в названии намекает на размер кадра.

Покупая плёнку, вы должны умножать число кадров вдвое: выйдет не 24, а 48 снимков, либо не 36, а 72. Конечно, каждая плёнка мотается по-разному, и у меня из трёх отснятых плёнок одна сделала 52 кадра, а вторая — 46. Из-за этого, когда вы держите камеру горизонтально, она делает вертикальные снимки.

Кстати, если в фотосалоне ничего не говорить, то снимки будут отсканированы по двое в одном кадре:

Фото на просроченную Kodak Vision3 500T. Кстати, все примеры вы можете посмотреть в большем формате, тапнув по снимку

Сразу скажу, что к качеству фотографий именно с этой Kodak Vision3 500T не стоит придираться: судя по всему, она оказалась просроченной, поэтому у Pentax 17 были проблемы с экспозицией, а значение ISO мне нужно было выбирать гораздо ниже.

Один из немногих более-менее нормально экспонированных кадров на той самой просроченной Kodak Vision3 500T

В целом бóльшая часть снимков с той просроченной плёнки выглядела хуже этого:

Тип камеры

Pentax 17 — шкальный фотоаппарат. Это означает, что фокус тут не надо крутить, а просто выбрать что-то типа пресета:

Каждая из иконок означает примерную дистанцию до снимаемого объекта. Можно в привычных нам метрах или менее привычных футах:

К слову, в видоискателе вы тоже увидите те самые иконки:

По идее, это должно помочь вам не забыть поменять шкалу фокусировки. Но забывать вы всё равно будете.

Промазал, выбрав не тот пресет. Ilford XP2 Super 400

Уже вижу лица людей, знакомых с ручным или автоматическим фокусом, прочитавших эти строчки. Тут я, наверное, тоже поморщусь вместе с вами: порой снимки выходят с совсем поехавшим не туда фокусом. Хотя кто-то скажет, что это придаёт снимкам ещё больше обаяния плёночной атмосферы.

Как снимать?

Первое, что нужно сделать после того, как вставили плёнку, — выбрать её светочувствительность из девяти предложенных вариантов: 50, 100, 125, 160, 200, 400, 800, 1600 и 3200. Да. Камера почти полностью мануальная.

Случайно переключить кольцо ISO на другое значение не получится: чтобы его сдвинуть, нужно зажать вон ту довольно тугую кнопку. Фото: Илья Кичаев / Wylsacom Media

С помощью колеса регулировки экспокоррекции, на котором есть числа от -2 до +2, вы можете регулировать яркость снимка, а также кое-как влиять хоть на что-то в момент съёмки.

После этого выбирайте режим на соответствующем кольце:

Режим Bokeh означает, что диафрагма объектива будет открыта на максимальное значение f/3.5. Чем меньше это число, тем больше будет размыт фон, тем меньше времени потребуется на то, чтобы сработать затвору.

Вот фото жены сделано в режиме «Боке». Ну что, проверено: боке есть! Ilford XP2 Super 400

Белые пункты параметров намекают, что вспышка использована не будет, жёлтые — вспышка будет использоваться, а голубой AUTO даёт решить все вопросики на откуп самой камере.

Чёрно-белый пример и без пыхи в лоб? Исправляем! Ilford SP2 Super 400

После выбора режима включайте камеру, заводите и спускайте затвор: камера сама выберет нужную длину выдержки (самая короткая из которых — 1/350 секунды), а если будет недостаточно светло, то оповестит красным индикатором, что ей темно.

Как снимает?

Pentax 17 получил несменный объектив 25/3,5 (ЭФР 37 мм). Диапазон диафрагмы от f/3.5 до f/16. По сути, выбрать можно только самое большое значение — f/3.5, которое активируется в режиме «Боке».

Объектив состоит из трёх элементов в трёх группах. Какой-то серьёзной работы тут проделано не было: по сути, он почти полностью копирует объектив Pentax Espio Mini из 1994 года.

В зависимости от плёнки и правильности выбранного фокусного, получается как очень резкий снимок, так и очень мягкий.

Все чёрно-белые примеры сделаны на Ilford XP2 Super 400

Фото вышло очень резким, кажется, что в нём много деталей. Чего не скажешь о фотографии, которую я снял на Kodak Vision 3 250D:

Фото на Kodak Vision3 250D

Хоть мне и нравятся цвета 250D, но её резкость на Pentax 17 оказалась далека от моего идеала. А вот чёрно-белая Ilford вышла прям очень сочной.

В целом объектив не оставляет особо много приятных впечатлений. Например, он сильно хроматит.

Каково снимать на Pentax 17?

Долго. Я специально для обзора этой камеры купил три 24-кадровых плёнки, то есть суммарно надо было сделать примерно 140 снимков. Конечно, есть люди, которым и пяти минут хватит на такую плёнку, но я не вхожу в их число.

К длительности съёмки, когда вам нужно отснять от 46 до 74 кадров, следует ещё добавить продолжительность проявки. И мне повезло: я живу в Москве, где уже на следующий день можно получить готовый результат, но как быть тем, кто живёт в провинции? Я как-то зашёл в фотосалон в родном Тольятти и решил поинтересоваться, сколько ждать проявку. «Примерно месяц», — ответили мне.

Поснимав на эту камеру, вы поймёте, почему за последние двадцать лет не выходило ничего действительно нового: вторичный рынок наполнен предложениями на всевозможные вкусы, которые будут во многом интереснее Pentax 17.

В зависимости от вашего кошелька вы можете выбрать практически любую камеру. Я, например, искал дальномер с автоматической выдержкой и приоритетом диафрагмы. Нашёл его в этом мае в лице пятидесятилетней Yashica Electro 35cc:

Это полнокадровый фотоаппарат с объективом Yashinon DX 35 мм f/1.8. И пусть на открытой он не так чёток, как умеют современные цифровые камеры, но мне всё равно нравится, как он снимает.

Если что, этот снимок тоже сделан на Pentax 17

Однако покупка такого «Яшики» и подобных ему фотоаппаратов чревата возможными проблемами. Например, в начале года я купил похожий на мой Yashica. И оказалось, что там не работает экспонометр. Починить его если и получится, то это будет очень долго и дорого.

За десятилетия съёмок или простоя на полках механизмы камер приходят в негодность. Так что покупка плёночной камеры на вторичке — тот ещё кот в мешке.

Является ли Pentax 17 здоровой альтернативой? Я бы не сказал: слишком специфичный для меня формат, слишком посредственный, на мой вкус, объектив. Даже «горячего башмака» для вспышки нет (справедливости ради, как и на моём Yashica)!

С другой стороны, мы получили новую почти полностью механическую камеру, в которой ломаться особо нечему. А ещё каждый из её кадров обходится вдвое дешевле, чем на полноформатных камерах — а это очень ценно во времена, когда цена на один бочонок плёнки спокойно переваливает за тысячу или даже за две.

В общем, я понимаю, за что этот фотоаппарат можно ругать. Но по каким-то причинам его хочется защищать. Он очень чётко попадает в образовавшуюся сейчас нишу. Другой момент: если бы таких новых фотоаппаратов выходило больше, то и моё отношение к 17 было бы гораздо более негативным.


Фотоаппарат Pentax 17 представлен на обзор магазином BigGeek.