Провал Steam Machine — во всем виноват Linux?
Игровая компания Valve через свою площадку Steam начала продвигать Linux как игровую платформу, создали дистрибутив SteamOS. Вместе с ней начали продавать Steam Machine — игровые консоли на базе Linux. Рассказываем, почему эта затея не удалась и что теперь будет со Steam OS.
Анонс и преждевременный старт
25 сентября 2013 года Гейб Ньэл, глава Valve и Steam, показал первый прототип Steam Machine — получился очень маленький системный блок, похожий на обычный ПК. Идея заключалась в том, чтобы поставить эту консоль в гостиную и играть в любимые игры не за клавиатурой, а с помощью джойстика. Тогда Гейб назвал Windows 8 «катастрофой для ПК-индустрии».
Позже Valve начала подключать к производству сторонние компании. Steam Machine поддержали Alienware, Alternate, Asus ROG, Digital Storm и другие дилеры комплектующих. Они были готовы продавать консоли уже в 2014 году, но Valve запретила это делать. В итоге производители начали продавать Steam Machine без логотипа и на базе Windows. Ну а в начале 2018 года проект закрыли.
Потеря связи с Valve
Одну из первых Steam Machine показала iBuyPower — они презентовали ее вместе с Valve. Первое время между компаниями была тесная связь, потом что-то пошло не так. Valve перестала отвечать на сообщения iBuyPower, перестала говорить на эту тему в прессе, и производитель решил, что со SteamOS покончено.
Тем не менее, Valve выпускала обновления, но даже в 2017 году она не была готова. В 2015, когда вышла Steam OS 2.0, издание Ars Technica сравнило ее с Windows 10. Оказалось, что геймерская операционная система хуже привычной Windows.
Почему не получилось
Идея Steam Machine, на самом деле, неплохая — пользователь смог бы сам улучшать свою консоль с помощью видеокарты, оперативной памяти или процессора. Все могло получиться очень хорошо, но этого не произошло. Дело в Linux и SteamOS, где игр очень мало, а потребителям не нужна консоль, где не во что поиграть.
Напомним, Linux никогда не позиционировался как платформа для игр. Это отличная операционная система для сисадминов или программистов, но геймерам тут делать нечего. Дело в драйверах и популярности — на Windows каждый год выходит куча игр, но даже половина не портируется на Linux.
Что со SteamOS и Linux
Опытные пользователи знают, что Windows-программы можно запустить на Linux с помощью Wine, но попробуйте объяснить это домохозяйке. Там нужно подключать библиотеки, чуть ли не под каждую программу делать свою сборку Wine — это долго и сложно. С Windows все гораздо проще — установил и играешь. Есть программы, вроде PlayOnLinux, где за вас все сборки библиотек уже сделали, но их собирает открытое сообщество — они ошибаются и некоторые программы будут работать плохо.
Даже если игру портировали, то это не значит, что на Linux она работает хорошо. Попробуйте запустить, например, Cities Skyline на Windows, а потом на Linux — работать она будет заметно хуже. Дело в драйверах и отношении компаний — на Linux в игры мало играют, поэтому никто не хочет вкладывать деньги в разработку драйверов под эту систему.
В 2012 году Линус Торвальдс, один из основателей Linux, назвал Nvidia худшей компанией, с которой он работал. Она выпускала свои драйвера с большой задержкой, а некоторые функции вообще не работали. С тех пор ситуация не сильно изменилась.
[creativ_media type=»youtube» url=»https://www.youtube.com/watch?v=IVpOyKCNZYw»]Дело в том, что Nvidia начала делать чипы для Android, а он работает на базе Linux, при этом основную операционную систему не поддерживает. На самом деле, компанию можно понять — время программистов стоит дорого, поэтому стоит его тратить на более популярные платформы.
Что теперь?
Что будет дальше — непонятно, как и в начале запуска Steam OS. Игр мало, производители видеокарт неохотно поддерживают систему — геймеры не понимают, зачем им это нужно вообще. Тем не менее, Valve до сих пор пытается поддерживать систему — возможно, лет через десять, что-то получится. Ну а пока, это только мечты.