Готов к работе: обзор USB-микрофона AKG Lyra
Может ли USB-микрофон стать хорошим инструментом?
К USB-микрофонам у меня двойственное ощущение: ранее я работал на радио звукорежиссёром. И я считал, что эти устройства вполне подходят, условно, «самым маленьким», то есть начинающим. А для чего-то взрослого и серьёзного нужны уже звуковые карты, а для лучших моделей — усилители и вот это всё.
Конечно, во всех историях бывают исключения. Купив за пару тысяч рублей микрофон, которому нужна звуковая карта, ждать чудес не приходится. Но и среди USB-микрофонов есть достойные образцы.
Ко мне на обзор попал AKG Lyra. Каким микрофоном он станет: инструментом для самых маленьких или же чем-то серьёзным?
Дизайн и комплектация
Как и комплект любого другого микрофона, AKG Lyra также минималистичен. Тут вы найдёте сам микрофон, прикрученный к подставке, кабель USB Type-C – USB-A и муфту 1/2 на 3/8 для фиксации микрофона на сторонних стойках.
Микрофон очень интересно выглядит. Его дизайн отсылает нас к легендарным AKG, производимым компанией многие десятилетия. Например, к AKG C214, C314 или C414. Однако мне этот дизайн кажется грубоватым. Будто бы художник-оформитель сделал пластиковую болванку для имитации ретро-микрофона образца 1950–1960-х гг. И не очень понятно, что это: микрофон или какая-то большая электробритва.
Схожесть с последней придаёт мелкий гриль, неплохо заменяющий поп-фильтр: я дул в микрофон, и кроме звука в него ничего больше не попало!
Вес микрофона, отделённого от стойки, подтверждает, что это имитация — он очень лёгкий, а корпус, кажется, выполнен из пластика. Его утяжеляет разве что подставка, а также ножки крепления к ней.
И подставка тут действительно хороша! Во-первых, она надёжно закрепляет микрофон, не давая опрокинуться лёгкой конструкции. Во-вторых, стол и подставку разделяет довольно толстый слой демпфирующей резины. Это благотворно влияет на запись, не позволяя случайным постукиваниям по столу попадать в аудио в виде ненужных дребезжаний и вибраций, передающихся по резонирующей поверхности столешницы.
В случае необходимости микрофон можно без проблем открутить от настольной стойки и прикрутить к «журавлю» или пантографу. При этом из-за веса микрофона никакая из них не будет опускаться к земле. В этом плане вес микрофона играет на благо!
Также в комплекте пользователь найдёт бесплатную версию Ableton Live 10 Lite — хорошего секвенсора. Это урезанная версия Ableton 10 Lite, позволяющая использовать только восемь аудио и восемь midi-дорожек. Хорошее подспорье, чтобы заняться музыкой!
Конструкция
Несмотря на очевидные отсылки к легендарным микрофонам AKG, это совсем другой микрофон. Во-первых, он подключается к компьютеру, планшету или смартфону, а не к усилителю или звуковой карте.
Во-вторых, у упомянутых микрофонов используется лишь один капсюль, а тут четыре.
Да, их размер гораздо меньше того одного большого, но такая конструкция позволяет делать интересные штуки.
Например, многие микрофоны позволяют вести двустороннюю запись Front & Back. Полезный режим для записи подкастов, например. Но вот только есть одна проблема: задняя часть звучит всегда хуже передней.
У AKG Lyra четыре режима:
Первый, что понятно, записывает только один источник звука, находящийся перед микрофоном. Второй, Front & Back, записывает два источника звука — перед микрофоном и за ним. И разницы в качестве не будет совсем!
При использовании режима Tight Stereo микрофон записывает два источника сигнала, находящиеся по бокам от микрофона. Грубо говоря, в этом случае собеседники сидят за одной стороной стола, а микрофон находится перед ними. Во время записи видео самый подходящий режим.
И последний вариант — Wide Stereo. Он позволяет записывать очень объёмное стерео, которое прямо-таки эффектно слушать в наушниках.
Чтобы слушать всю эту радость во время записи без задержек, микрофон получил 3,5-мм «джек» для наушников. Звук на него направлен напрямую с капсюлей. Но мои высокоомные Beyerdynamic DT 990 Pro 250 Ohm (обзор этих легендарных наушников будет на нашем сайте чуть попозже) он раскачать не смог — громкости капитально не хватало. Пришлось подключать Creative Aurvana Live! — с их 32 Омами никаких проблем не возникло.
Интерфейс
К регуляторам микрофона надо привыкнуть. Обычно говорящий видит перед собой только регулятор громкости наушников да кнопку Mute, отключающую эти самые наушники. А вот переключатель режимов работы капсюлей и регулятор уровня входного сигнала находятся на обратной стороне. Просто так, не покрутив эти регуляторы, не понять, какой из них за что отвечает — подписи-то не видишь.
Но переключатель режимов работы капсюлей четырёхпозиционный, двигается с трудом. Так что с гейном его спутать не так уж и легко. Придумать сценарий, при котором во время записи пользователю потребуется переключать режимы работы капсюлей, я не смог, поэтому ошибки вряд ли будут критичны.
А вот пользоваться кнопкой Mute во время записи я бы не рекомендовал — её отчётливый пластиковый щелчок никак не удалить из записи, если в этот момент происходило что-то важное.
Запись
Микрофон без каких-либо проблем подключается к компьютеру (Windows или macOS), а также к смартфонам и планшетам на Android и iOS при помощи USB 2.0 (в этом случае нужен переходник Camera Connection Kit с возможностью подключения дополнительного питания). Какие-либо «дрова» не нужны.
Вы просто вставляете USB, и микрофон готов к работе. Никаких драйверов ни на одну из систем. Plug & Play — очень удобная штука, поскольку ориентируется на драйверы, уже встроенные в компьютер. Вам абсолютно неважно, к чему вы будете подключать «Лиру», поскольку микрофон готов к работе сразу же. Главное — наличие программы, которая запишет вас.
Пользователь сможет выбирать запись в качестве от 16 бит 44 кГц до 24 бит 192 кГц. Я не уверен, что запись на конкретный микрофон хоть как-то прибавит в качестве, если записывать в оцифровке более 48 кГц.
Диапазон частот — от 20 Гц до 20 кГц. Но это, скорее, на прослушивание, поскольку я заметил High-Pass фильтр, плавно убирающий низы ниже 100 Гц.
Другой момент, который кому-то может не понравиться, — встроенные компрессор и лимитер. Вы можете кричать, громко петь. Лимитер ограничит громкость записи. Она будет звучать слегка или сильно перегруженной, но сам канал не будет таковым и запись выше 0 Дб не поднимется. Компрессор немного сдавит динамику, но уменьшит разницу между самым громким и самым тихим звуком.
Вот пример того, как звучит акустическая гитара, записанная на AKG Lyra:
У «Лиры» не самая ровная АЧХ. Я заметил подъём на 2–3 кГц. Это намекает на то, что микрофон хорош для записи голоса — именно эти частоты отвечают за чёткость произносимой речи.
Также при эквализации микрофона слегка приглушили середину, чтобы звук казался «модерновее», а также оставили очень много верхов. Всё это приводит к тому, что на записи будет сильно акцентировано внимание на слюнявых щелчках, что и случилось со мной на видео. Однако при должной подготовке, как мне кажется, Lyra способна на многое.
Вывод
Микрофон в официальной российской рознице стоит 13 тысяч рублей. Стоит ли он того? Если вы музыкант и вам нужно записывать демо, сидя дома, — вполне. Если вы подкастер — тоже, но к записи надо подготовиться: не есть сладкое, не пить соки, чай, но съесть банан — он хорошо нейтрализует слюни.
Ещё я заметил, что микрофон уже даёт окраску, так что вполне может оказаться, что вам и не нужна будет эквализация записанного голоса. Мне например, нравится, как звучит мой голос с этим микрофоном. Но стоит помнить, что эквализация — штука очень субъективная не только с точки зрения слушателя, но и говорящего, ведь AKG Lyra может просто не подойти вам. Но если он подходит вам, то это ещё один плюс к мысли «микрофон готов к работе сразу же», поскольку выдаёт готовый результат без каких-либо мучений.
Но брать этот микрофон, чтобы записывать что-то на профессиональном уровне, применяя обработку, я бы не стал, поскольку сложно работать с уже обработанной записью.