В России вступил в силу закон о «суверенном интернете»
Объясняем, что это такое.
1 ноября 2019 года в силу вступил закон о «суверенном интернете». Давайте разбираться, что это такое и как отразится на нас.
Закон обязывает интернет-провайдеров устанавливать оборудование, предоставленное Роскомнадзором. Появились какие-то угрозы или сайты с ненужным контентом — блокируем.
Пока никакого утверждения перечня угроз нет, то есть в каких ситуациях интернет станет изолированным — неизвестно. А вот «учения» по блокировке должны проходить не менее раза в год. Но, опять же, конкретной информации нет.
Государственная цензура
Если говорить проще, то теперь по указанию Правительства любой ресурс и контент могут заблокировать для всех российских пользователей. Допустим, кто-то написал твит про плохую дорогу, его никто не увидел, потом появилась новость на сайте про чиновников — и её не будет спустя час, условно.
На исполнение закона потребуется 31 млрд рублей (предварительно): 20,8 млрд рублей на закупку и установку оборудования, 4,5 млрд рублей уйдут на сбор информации об интернет-адресах и маршрутах трафика, а 5,5 млрд рублей на разработку программно-аппаратных средств, необходимых для сбора и хранения информации, мониторинга и управления сетями.
Работать это будет плохо
Судя по описанию закона, фильтрация работает с помощью системы DPI. Это технология накопления статистических данных, проверки и фильтрации сетевых пакетов по их содержимому. Об этом уже высказался Алексей Соколов:
При текущих объёмах трафика таких DPI, которые могли бы поддерживать такой режим без значительных потерь для сервисов, в мире не существует, и даже не разрабатывается.
В марте, на протяжении нескольких недель, из-за «учений» Роскомнадзора и фильтрации трафика с существующими системами DPI наши пользователи испытывали трудности — большинство сервисов обвалилось.
Директор по развитию сетевой инфраструктуры «Яндекса»
Такие проблемы будут у всех операторов, предоставляющих доступ в интернет. Представьте, что блокировка из-за «угрозы» — это очень медленный интернет. Вот так все сервисы могут работать в ближайшем будущем.
Теоретически, заблокировать смогут абсолютно любой сервис, даже App Store с «угрожающими» приложениями, а что уже говорить про социальные сети с кучей мнений, не всегда правильных с точки зрения Правительства. Леонид Левин на вопрос о блокировке социальных сетей ответил так:
Хотел бы ещё раз отметить, что закон не о блокировках, а о создании резервной системы обеспечения доступности ресурсов сети Интернет для российских пользователей, повышающей надёжность и качество услуг связи.
Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи
И что нас ждёт?
Цензура. Много цензуры по поводу и без. Возможно, этой статьи скоро не будет в поиске, а может её обойдёт стороной. Очень много вопросов по работе системы, но никаких вменяемых ответов нет — и они, похоже, появятся не скоро.