Обзор Fujifilm X-H2S: каков он для фотографий?
Первая камера «Фуджи» нового поколения. И сразу флагман!
Почти четыре года Fujifilm выпускала камеру за камерой с одной и той же матрицей формата APS-C. То была X-Trans IV. На её основе компания выпустила восемь камер, с тремя из которых мне довелось поработать.
Последняя камера с этим сенсором, которая попала ко мне в руки, стала X-S10. Съездил с ней в отпуск, и она мне очень понравилась: цвета, эргономика, лёгкость, качество снимков. Был бы экран получше и был бы он не поворотным, а откидным, то купил бы в личное пользование — так она мне понравилась. Но я всё жду идеальный для себя фотоаппарат.
Надежды возлагал на будущую X-H2S, но в моменте релиза понял, что и эта камера не для меня. Однако вот она у меня на руках, за что спасибо магазину профессиональной фототехники GetLens. Я пользовался ей две недели и прихожу к мысли, что это, кажется, лучшая кроп-камера на рынке. У неё, конечно же, есть недостатки, но давайте обо всём по порядку.
Fujifilm X-H2S | |
Формат | Беззеркальный, APS-C |
Матрица | CMOS-матрица X-Trans CMOS 5 HS размером 23,8 × 15,6 мм (1,11 дюйма по диагонали) с разрешением 26,16 Мп и размером каждого пикселя 3,76 µm |
Кроп-фактор | 1,53 |
Байонет | X-mount |
ISO | 160 — 12 800 (расширяется до 80 – 51 200) |
Компенсация экспозиции | ±5 с шагом 1/3 EV для фото и ±2 с шагом 1/3 EV для видео |
Выдержка | 1/8000 секунды – 15 минут при механическом затворе в ручном режиме. Электронный затвор: 1/32 000 секунды – 15 минут |
Видоискатель | Электронный OLED-видоискатель диагональю 0,5 дюйма с разрешением 5,76 млн точек. |
Экран | 3 дюйма, IPS с разрешением 1,62 млн точек (900 × 600 пикселей) и частотой до 120 fps |
Дополнительный экран | Монохромный IPS диагональю 1,28 дюйма и разрешением 128 × 128 точек |
Карты памяти | Один слот под SD (до 2 ГБ), SDHC (до 32 ГБ) или SDXC (объёмом до 2 ТБ): UHS-I / UHS-II / Video Speed Class V90. Второй слот под CFexpress Type B объёмом до 2 ТБ |
Размеры и вес body | 136 × 93 × 85 мм при весе 660 граммов |
Составлять эту таблицу при работе с каждой камерой довольно проблематично. Уже на этапе просмотра технических характеристик опытный пользователь поймёт, для чего нужен конкретный аппарат, а также, вероятно, углядит определённые минусы. Однако, придумав при помощи профессиональных фотографов эту таблицу когда-то давно, сейчас я отчётливо понял её недостаток: не всё, что нужно знать о Fujifilm X-H2S, поместилось сюда.
Дизайн
В самом начале стоит сказать, что эта графа будет полностью применима и к Fujifilm X-H2 — обе камеры идентичны внешне и отличаются лишь матрицами. У X-H2S, предназначенной для видеографов, матрица на 26 Мп. У X-H2, которая подойдёт в большей степени фотографам, — на 40 Мп.
Начну с размеров. Понимая разницу между фуджовым APS-C и полным кадром, можно предположить, что X-H2S будет компактной камерой. Нет. Вот сравнение с двумя другими камерами Fujifilm:
К слову, первое поколение X-H1 было по всем параметрам, кроме глубины, больше X-H2S/H2. Поэтому дизайнеров стоит похвалить за снижение веса на 13 граммов и уменьшение размеров тушки.
Если что, слева среднеформатная GFX 100S или 50S II (обе камеры внешне идентичны), размер матрицы которой практически в четыре раза больше, чем у кропа: 43,8 × 32,9 мм у GFX против 23,6 ×15,6 мм у X-H2S и X-S10 (камера справа).
Если вас смущают миллиметры, то вот инфографика самой Fujifilm, где нас интересует сравнение второй и четвёртой матрицы:
В реальности матрица в фотоаппарате выглядит так:
А вот матрица среднего формата:
В общем, мой предыдущий спитч о главном недостатке этой камеры — о её размерах. X-H2S сравнима со многими полноформатными камерами вроде Sony α7 IV. Размеры тушки у «Фуджи» составляют 136 × 93 × 85 мм, а у «Сони» — 131 × 96 × 80 мм. И это притом что камера с матрицей меньшего размера.
Упоминаемые здесь три камеры Fujifilm (X-H2/H2S, GFX 100S и X-S10) получили матричный стаб. Правда, у X-H2S он самый эффективный — семь стопов с объективом XF35mmF1.4, а у GFX 100S (с GF63mmF2.8) и X-S10 (модель объектива не уточняется) — всего шесть. У упоминаемой тут Sony α7 IV всего 5,5 стопа.
Помимо продвинутой стабилизации, за большим размером скрывается недостаток меньшего размера — камера не шибко удобно лежит в руке, если вы не обладатель крупных ладоней. Для моих рук с довольно длинными пальцами X-H2S/H2 воспринимается излишне широкой и массивной.
Другая сторона вопроса — очень компактная X-S10. Она значительно меньше X-H2S/H2, даже несмотря на стаб. И в некоторых ситуациях её компактность также можно отнести к недостаткам — углы могут неприятно втыкаться в руку, когда у необъятной X-H2S (как и X-H2) таких проблем нет. Зато «десятка» никогда не оттянет плечо или руку, а вот «двойка» может доставить дискомфорт своими «полнокадровыми» габаритами и весом.
Одним из самых заметных новшеств нового дизайн-кода Fujifilm, с которым сталкиваешься чуть ли не в первую очередь, стали «ушки» для ремешков:
С учётом того, что я пользуюсь ремешком на руку и постоянно вынужден перекидывать его с камеры на камеру, это новшество пришлось как нельзя кстати: ничего не торчит из корпуса, при этом не нужно два часа пыхтеть, пытаясь просунуть либо сам ремень, либо колечко от него.
Конечно, эта незначительная деталь может показаться мелочью, но из них и складывается впечатление о камере. И если это самое «ушко» и тактильно кайфовый материал «под кожу» стали приятным впечатлением, то кнопка ISO и невозможность перекинуть быструю настройку светочувствительности на одно из колец — неприятным.
Чтобы изменить светочувствительность, сначала нужно зажать кнопку ISO на верхней панели камеры, а затем последовательно выбирать нужный режим кнопками, джойстиком или кольцом под большим пальцем правой руки.
Один из самых спорных в дизайне моментов — джойстик.
На мой взгляд, лучше всего его реализовала Leica в своих SL2 и SL2-S. Он чётко двигается, его полностью можно контролировать.
В случае с джойстиками Fujifilm этот контроль далёк от стопроцентного. Особенно это ощущается при быстрой перенастройке зоны фокусировки — я постоянно уводил его не в ту степь.
И эта проблема меня преследует на всех камерах, где есть джойстик. А это GFX 100S / 50S II, и вот теперь X-H2S.
Отображение
Экран поворотный. Для кого-то это может быть плюсом, а для кого-то — минусом. Как и во всех текстах о камерах, я подчёркиваю, что люблю откидные экраны вроде того, что стоит на GFX 100S и, соответственно, у GFX 50S II, он открывается по трём осям:
Предполагается, что именно такой вариант удобнее фотографам. А поворотный экран, который стоит в X-H2S, больше подходит для видео.
Качество изображения отличное. Оно лучше, чем, например, у Sony. Это отличный трёхдюймовый IPS с разрешением 1,62 млн точек флагманского уровня. Лучше экрана только видоискатель. Его взяли из самой дорогой среднеформатной камеры Fujifilm — GFX 100. Используется яркий OLED диагональю 0,5 дюйма разрешением 5,76 млн точек. Да, я не ошибся: больше 5,5 Мп. При этом его частота составляет 120 Гц. Изображение очень плавное и вообще всё выглядит так, будто бы видоискатель оптический. Вы сразу видите, какой снимок получите. Кстати, он настраивается на ±5 диоптрий.
Внутри выглядит как-то так:
Ещё один дисплей — монохромный IPS разрешением 128 × 128 точек. Он может отображать как тёмную подложку и светлые буквы и цифры, так и наоборот:
Цвет подложки меняется нажатием одной кнопки, расположенной слева от дисплейчика:
Память, подключение и аксессуары
Камера получила два слота под карты памяти. Один из них SD с возможностью использовать UHS-II ёмкостью до 2 ТБ, а второй — CFexpress Type B такой же максимальной ёмкости.
На левой грани можно найти множество портов, включая полноценный HDMI и отдельные «джеки» для микрофона и наушников:
Порт Type-C позволяет не только быстро перекинуть фото и видео благодаря протоколу USB3.2 Gen 2×1, но и заряжать камеру прямо во время съёмки. В комплекте, кстати, есть блок питания на 15 Вт. Он заряжает аккумулятор Fujifilm NP-W235 — точно такой же стоит в X-T4, GFX 100S / 50S II. Компания заверяет, что в нормальном режиме X-H2S сделает 580 кадров на одном заряде. По моим ощущениям, где-то так и вышло.
К слову, у камеры есть и второй порт USB Type-C. Он находится на нижней грани камеры:
Нужен он тут для подключения батарейной ручки и трансмиттера файлов. В оба аксессуара можно вставить ещё два аккумулятора NP-W235.
Оба аксессуара вполне заурядны и ничем особым не примечательны. Однако есть ещё один — кулер. Выглядит он так:
Устройство полностью закрывает заднюю панель камеры. И экран в этом состоянии закрывать не стоит, потому что внешняя система охлаждения очень большая:
Чтобы подключить этот кулер, нужно убрать заглушку для контактов, которые блестят жёлтым цветом:
Если вдруг у вас получилось закрыть экран с кулером, то поздравляю: камера сломана. Полагаю, жалобы на этот аксессуар будут периодически появляться — больно уж спорное решение. Да и заглушка эта теряется очень легко, поскольку держится на честном слове.
Вслед за GFX 100S / 50S II камера получила лишь одну классическую крутилку. Она позволяет выбрать между PASM-режимами, семью пользовательскими режимами, а также съёмкой видео. Также есть режим Filter. И он дико спорный, поскольку все эти имитации игрушечных камер и софт-фильтров выглядят скорее как баловство, нежели что-то действительно стоящее.
При этом сама камера отлично собрана, ничего не скрипит и не люфтит. Она ощущается ровно на тот вес, на который выглядит. Правда, выглядит она тяжеловесно, да и для многих рук необъятна.
Меню
Оно аналогично предыдущим камерам Fujifilm. Его обновление давно напрашивается, поскольку многие элементы расположены совсем нелогично. Например, мне на один день дали МТО 500/8. Это старый советский объектив, выпущенный в 1958 году. У него, как можно догадаться по году выпуска, нет автофокуса и каких-либо чипов, подсказывающих камере, что сейчас вообще происходит. Поэтому для работы с ним, как и с любым полностью мануальным объективом, нужно включить функцию «Снимок без объектива».
Вот, кстати, фотография, сделанная на X-H2S с помощью этого объектива:
Если вы ищете фокус на этой фотографии, то он остался в 780 мм от 1958 года, когда был выпущен этот объектив.
Кстати, этот и последующие снимки вы можете посмотреть в оригинальном разрешении, просто нажав на фотографию.
Радует лишь, что меню значительно логичнее и понятнее, чем у Sony, где отключение механического затвора, без которого невозможно снимать при импульсном свете, зачем-то поместили во вкладку настройки съёмки видео. Однако до минимализма меню Leica очень и очень далеко. Вот как выглядят некоторые страницы:
Снимаем
В X-H2S Fujifilm очень прокачала автофокус. Кажется, тут использовано столько нейросетей, что назвать их точное количество невозможно. У камеры есть различные настройки автофокуса, позволяющие его использовать при конкретных сценариях. Забито несколько из них:
- съёмка животных;
- съёмка птиц;
- съёмка автомобилей;
- съёмка мотоциклов;
- съёмка самолётов;
- съёмка общественного транспорта.
Ради испытаний части этих сценариев я отправился в московский зоопарк, где сделал несколько фотографий.
Скажу сразу: автофокус, основанный на ИИ, срабатывает не всегда точно. Вот, например, птица (по мнению X-H2S):
Но вообще, если откинуть все неловкие шутки про козлов, притворившихся птицами, то сразу стоит сказать, что «Фуджи» отлично прокачала автофокус — он цепляется и чётко удерживает объект. Это может быть мелкая юркая птичка:
Это может быть очень юркая выдра, высматривающая в руках всех посетителей вкусняшки:
Выдры вообще очень крутые:
Ещё один очень подвижный зверёк. Тут уже пришлось снимать через очень частую и довольно толстую сетку:
Выделение найденного объекта на фото выглядит следующим образом. Большой белый прямоугольник — «пойманный» объект. Серый квадрат — заранее установленная зона фокусировки, на которую в данном случае камера не обратила внимания:
Если отключить механический затвор, то в режиме серийной съёмки X-H2S способна делать 40 снимков. Всё это с отслеживанием фокуса. Ресурс DPReview в своём тексте провёл отличную проверку автофокуса. Итог такой: из 40 кадров 90 % были в идеальном фокусе, а 5 % — со слегка смещённым фокусом. Остальные 5 % уходят в брак. Это отличный результат.
Автофокус нам также удалось проверить. Мой коллега выбрал режим «Отслеживание автомобиля» и нажал на кнопку затвора. За время нажатия камера успела сделать сорок снимков. Вот некоторые из них:
Посмотреть на оригиналы всех сорока снимков вы можете на нашем «Яндекс Диске».
Но лично мне интересно, как камера справляется со съёмкой предметки — я постоянно снимаю всякие смартфоны, планшеты, компьютеры и прочую электронику для нашего сайта. Признаться, когда я взял в руки X-H2S, я скептически относился к качеству фотографий в сравнении со среднеформатной GFX 100S, с которой проходил несколько месяцев. Я ошибался.
Снимки на X-H2S выходят детализированными и радуют своей глубиной. «Равки» в фирменном RAF-формате остаются пластичными, даже несмотря на сниженный в сравнении с полнокадровыми и среднеформатными камерами динамический диапазон.
Кстати, о «равках»! Все они содержат информацию о плёнках Fujifilm. В проявщике, будь то Capture One (мой выбор), Lightroom, Camera RAW или что вы там используете, в любой из моментов вы сможете выбрать нужный профиль. Вот, например, как это выглядит в Camera RAW:
Светочувствительность
Скажу сразу: я практически не делаю фотографии в условиях, когда нужно повышать ISO выше трёхзначных значений, поэтому у меня нет особого опыта сопоставления этих показателей. Из-за этого я решил обратиться к Константину Шамину — человеку, который снимает потрясающие ночные пейзажи на Fujifilm: среднеформатную GFX 100s и кроп X-T3. Последнюю камеру он думает обновить как раз на X-H2S или H2.
Светочувствительность он оценивал по следующим фотографиям в RAW, которые вы можете изучить, скачав с нашего «Яндекс Диска». Тут не применено никакое шумоподавление и какие-либо обработки. Это сырые файлы:
Особый интерес у него возник к варианту, сфотографированному на ISO 12 800:
В общем, вот его резюме:
Заметно, что это новая матрица и рисунок шума отличается. При этом улучшилось поведение в лоулайт-сценах. Визуально динамический диапазон на высоких ISO стал больше, но чтобы это выяснить точно, нужно прямое сравнение. Как итог — прогресс [в сравнении с X-T3, — прим. ред.] есть, и это радует (странно если бы его не было, правда?). Шум остаётся фирменным с минимальным количеством цветовых примесей, его стало меньше, и он так же хорошо демозаится в DxO Pure Raw, который уже поддерживает X-H2S «равы».
Фотограф
После шумоподавления снимок выглядел так:
Итог
Люблю устройства, которые вдохновляют на написание о них. Из мира фото я бы к таким отнёс Fujifilm X100V, GFX 100S и Leica SL2-S. Кажется, эти три камеры я буду помнить всегда и хранить память о них в своём сердце всю жизнь.
К моему сожалению, X-H2S к таким устройствам не относится. У Fujifilm вышла очень добротная и крутая камера. Есть люди, которые считают её лучшей кроп-камерой на рынке. Их можно понять: отличный автофокус, потрясающая стабилизация, о которой вы узнаете от людей, снимающих видео. У неё прекрасные видоискатель и экранчики. Новая матрица и то, как Fujifilm «укротила» её, заслуживают лишь похвалы.
И вот тут заключается основная проблема: Fujifilm X-H2S/H2 — камеры не для вдохновения. В этот момент профессионалы должны совершить очень громкий шлепок фейспалма: какое нафиг вдохновение? Тут абсолютно прагматичный внешний вентилятор, который нужен не чтобы над ним смеяться, а чтобы охлаждать им камеру, которая может нагреться во время длинных съёмок. Тут и батарейная ручка, и файловый трансмиттер. Какое уж тут эфемерное вдохновение. Только работа, только хардкор.
Да, это рабочий инструмент. К таким я отношу Sony, Canon и абсолютно бездушные Nikon. Но плохо ли это? Ни в коем случае. Вдохновение — это про хобби. Очень круто, когда оно приходит в профессионализм, но от рабочего инструмента это вообще не требуется.
Камеру для обзора предоставил магазин профессиональной фототехники GetLens. Ребята развивают свои соцсети, рекомендуем их посмотреть. На их YouTube-канале выходят очень крутые обзоры и ролики о фото- и видеотехнике, а в группе VK — свежие новости.