Как смартфоны «убили» потребительский спрос на фотокамеры
- «Вань, мы едем в Барсу, мне брать с собой камеру?» — спросила меня кума, перед выездом.
- «У тебя смартфон какой?»
- «Samsung Galaxy A5»
- «Нет, не бери c собой камеру»
В очередной раз я выбрался на фотоохоту в Барселону. Сделал много снимков на смартфон, а главное получил ответы на вопросы, как серьёзно фотокамеры в смартфонах ударили по рынку фотокамер.
Перед тем, как рассказать вам свои наблюдения, давайте подумаем, кто, зачем и почему покупает профессиональные камеры 2017 году?
Фотографы и видеографы
Естественно, фотографы, как пользовались профессиональными решениями, так и продолжают ими пользоваться. Canon, Nikon, Sony, Olympus – эти камеры на руках у людей. Коммерческая съёмка требует вдумчивого подхода, сменной оптики для разных режимов. Выбор техники огромен, но если проследить за техническим развитием камер, на протяжении 10 лет, то на рынке фотокамер все происходит вяло. Единственным прорывом в профессиональной сфере стала популяризация беззеркальных фотокамер. Sony тут на коне. У тех, кто не успел запрыгнуть на этот уходящий поезд, теперь образовалась отдышка в попытке догнать сегмент беззеркальной фототехники.
Журналисты и репортёры
Этих людей нельзя назвать фотографами в прямом смысле этого слова. Многие «гаджет-журналисты» ведут свои репортажи и съёмку с места событий на смартфон. Но в большинстве случаев, людям нужны фотоаппараты для съёмки в условиях плохого освещения. Спортивные репортёры, журналисты из сферы моды, автожурналисты – им нужны хорошие камеры.
Мечтатели
А вот это уже узкая часть потребителей, которые когда-то мечтали стать фотографами, в какой-то степени не могли себе такого позволить. У кого-то просто не было времени посвятить свою жизнь фотографии, у кого-то не было материальных средств. Эти люди выросли, заработали денег и теперь отрываются на полную катушку, закупившись фототехникой от 2000 до 5000 долларов. Они просто получают «кайф» от самого процесса. С точки зрения творчества, у этих людей не выходит ничего дельного, но суть не в этом. Человек всю свою молодую жизнь мечтал о конкретном занятии, а теперь просто навёрстывает. Чаще всего это мужчины, которым далеко за 40. Мужчина остаётся мальчишкой до конца своей жизни, просто у него меняются игрушки и их стоимость. Таких людей в мире фотографии не очень много.
А теперь представьте, какую часть населения планеты занимают эти люди, люди которых я перечислил выше. Очевидно, что очень малую часть. Но это ведь не значит, что другие люди не должны фотографировать? Вот тут то и пришли смартфоны, как палочка-выручалочка.
Стою возле знаменитой «Sagrada Familia», наблюдаю за людьми, которые фотографируют это «чудо света». Но я смотрю не на туристов со смартфонами, а на людей, на чьих шеях свисают «зеркалки», но фотографируют они в этот момент на смартфоны. А таких людей вокруг сотни.
Вижу рыжего мужичка, по внешности похожего то ли на немца, то ли на австралийца. Увидел у него на шее Sony Alpha 7a (моя любимая беззеркалка, между прочим), но снимает он на свой iPhone 6s. Мужик говорил на ломаном английском с кем-то из персонала храма, то, что нужно для меня!
Спросил его, как так вышло, что у него в руках мощнейший фотик, а снимает он на смартфон? Мы легко нашли с ним общий язык и вот, что я узнал: мужик приехал делать репортаж для какого-то журнала. Все снимки для полиграфии делал на Sony, а вот для себя снимал сугубо на смартфон. Почему так? Ведь у мужика будут фотки отличного качества, правда чуть позже, после сортировки и проявки в Lightroom. Три причины от фотографа-немца (как оказалось, я угадал национальность), почему «для себя» он снимает всегда на смартфон:
1) Удобство потребления. В 99% случаев люди потребляют все в цифре и на смартфоне. Просмотр фотографий на компьютере уже давно стал устаревшим методом просмотра фото. Компьютер используется больше для удобства каталогизации и формирования архивов. Фото и видео на смартфоне – «здесь и сейчас», даже спустя годы открываешь облако и восстанавливаешь хронологию пережитых событий. Качество фотографий и видео с головой подходят для просмотра фото на экране смартфонов, при этом разрешение и качество изображения на смартфоне зачастую лучше, чем картинка на «средненьком» мониторе любой диагонали.
2) Шейринг. Давайте говорить откровенно, в большинстве случаев мотивом что-то снять является желание сразу же поделиться этим со всем миром. Снимая на камеру, ты откладываешь этот процесс на неопределённый срок. Возможность делиться моментами своей жизни прямо сейчас стоит на первом пункте, который делает ваш смартфон устройством первой необходимости.
3) Безопасность. Фотографии, созданные на смартфоне, сразу же улетают в облако. Если в путешествии вы потеряете фотоаппарат, если его украдут или он разобьётся, то шанс потерять самое ценное — контент, очень велик. Если вы потеряете смартфон — фотографии останутся. Это очень важный момент.
У смартфона есть много минусов в вопросах фотосъёмки в различных местах и при разном освещении. Так же у смартфона есть много преимуществ в вопросе видеосъёмки. А главное, обычный пользователь с большой долей вероятности сделаем снимок на смартфон куда лучше, чем на профессиональный фотоаппарат, ведь вторым нужно ещё научиться пользоваться.
Да, в некоторых тёмных храмах, я ощущал недостаток светосилы камеры iPhone 7 Plus, но в целом, возможность использовать портретный режим съёмки, снимать видео в 4К и не перегружать себя лишним багажом брала верх над всеми возможными профессиональными решениями.
У меня самого немного другой подход в вопросах «шейринга» фотографий, даже в этой статье я показал просто случайные фото со своего смартфона. Те фото, которые я предпочитаю выкладывать в сеть, проходят тщательный отбор и обработку на смартфоне. Многие из них вы можете увидеть у меня в Instagram.