Обзор Fujifilm GFX 50S II: очевидные компромиссы — Wylsacom

Обзор Fujifilm GFX 50S II: очевидные компромиссы

Топ за свои деньги или же камера, в сторону которой не стоит и смотреть?

Fujifilm GFX 50S II. Фото: Илья Кичаев / Wylsacom Media

Если вы не особо читаете наш сайт или просто не следите за обзорами камер, то в двух текстах я признавался в любви GFX 100S. Это среднеформатная камера Fujifilm, которую я считаю великой. К сожалению, она мне пока недоступна из-за своей цены в 500 тысяч рублей за «тушку».

И тут выходит GFX 50S II. Казалось бы: отличный вариант, поскольку камера стоит 340 тысяч рублей — всё ещё немало, но уже значительно дешевле. Ко всему прочему, у неё лучше стабилизация. Разве что не стоит на неё снимать видео, да и разрешение в два раза меньше. Хотя для большинства задач доступных 51,4 Мп достаточно за глаза.

Иллюстрация: Светлана Чувилёва / Wylsacom Media

Но когда я только читал пресс-релиз Fujifilm, выпущенный при анонсе этой камеры, я понимал, что она очень далека от идеала — примерно так же сильно, как и от GFX 100S. Но обо всём по порядку.

Fujifilm GFX 50S II
Формат Беззеркальный, средний (крупный)
Матрица CMOS размером 43,8 × 32,9 мм с разрешением 51,4 Мп и размером каждого пикселя 5,3 µm
Стабилизация Матричная, до 6,5 стопа
Кроп-фактор 0,79
Байонет G-mount
ISO 100 – 12 800 (расширяется до 50 – 102 400)
Компенсация экспозиции ±5 с шагом 1/3 EV для фото и ±2 с шагом 1/3 EV для видео
Выдержка 1/16 000 секунды – 60 минут
Видоискатель Электронный OLED-видоискатель диагональю 0,5 дюйма с разрешением 3,69 млн точек
Экран 3,2 дюйма, IPS с разрешением 2,36 млн точек
Карты памяти Два слота SD (до 2 ГБ), SDHC (до 32 ГБ) или
SDXC (объёмом до 512 ГБ). UHS-I / UHS-II / Video Speed Class V90
Размеры, вес 150 × 104,2 × 87,2 мм при весе 819 г без аккумулятора и SD либо 900 г с ними
Официальная российская цена за body 339 990 рублей

Дизайн

Внешне GFX 50S II — полная копия GFX 100S.

Габариты, вес и дизайн обеих камер идентичны. Тут такой же крутой дисплей, такой же второй дисплейчик. Те же кнопки.

У GFX 100S есть один очень большой плюс — это очень удобная, пусть и не самая маленькая камера. С точки зрения удобства использования в этой камере мне не нравятся только две вещи: кнопка экспокоррекции и джойстик.

Мимо первой я постоянно промахивался, нажимая на другую кнопку, а второй в сравнении с джойстиком Leica SL2-S кажется не очень точно управляемым.

У GFX 50S II такой же плюс и такие же два недостатка. Собственно, зачем я доказываю очевидное: внешне камеры идентичны.

На этом сходства заканчиваются.

Железо

Главное, чем камеры отличаются — матрица и все вытекающие из этого последствия. Если внешне камера очень близка GFX 100S, то внутренне она очень близка к GFX 50R.

Fujifilm GFX 50R (слева) и GFX 50S II. Фото: Илья Кичаев / Wylsacom Media

Дело в том, что GFX 50S II получила сенсор от камеры, показанной в 2017 году. Это я говорю о GFX 50S первой итерации. И к этому сенсору никак не прикрутить фазовый автофокус из-за устаревшей конструкции.

Верхний дисплейчик может отображать разную информацию — даже с отключённым питанием камеры:

Fujifilm GFX 50S II 015
Fujifilm GFX 50S II 016
Fujifilm GFX 50S II 017

К чему это привело? Fujifilm обещает быструю фокусировку — от 0,24 до 0,53 секунды по 425 точкам. Звучит очень классно. На деле камера и вправду быстрее фокусируется в сравнении с GFX 50R. К сожалению, очень часто не там. Вот, например, такой кадр:

Необработанный исходник

Подобных кадров у меня много. Откровенно говоря, я удивлён, что камера в 2021 году умеет делать вот так. Но для оправдания GFX 50S II всё-таки выложу фото с фокусом там, где нужно:

MacBook Pro 16 (2021). Снято на Fujifilm GFX 50S II. Фото: Илья Кичаев / Wylsacom Media

Да, контрастный автофокус на среднем формате — боль, к которой многие привыкли. Из-за этого такой формат камер считается студийным. Скорее всего, с будущими прошивками автофокус поправят, поскольку тот же GFX 50R мне кажется более точным.

Что у GFX 50S II гораздо лучше, так это матричная стабилизация. У 50R её не было совсем, а у 100S она на полстопа ниже. Особенно круто стабилизация смотрелась бы с видео, но всё-таки 50S II чисто про фото. Дело в том, что мы упираемся в тот же сенсор от GFX 50R, который ограничивает камеру и в этом моменте: больше Full HD 30 кадров в секунду Fujifilm GFX 50S II снимать не умеет.

Из-за этого факта я не понимаю, зачем оставили переключатель Movie / Still, который включает или отключает режим видео, а также разъёмы для микрофона и наушников:

И GFX 50S II, и GFX 100S, скорее всего, собираются на одной линии. В одну заготовку установили железо от одной камеры, а в другую — от другой. Снижение затрат на производство налицо.

Хотя мне и рассказывали про людей, которые используют GFX 50R для видео, но я тут чего-то не понимаю.

Фотографируем

Полтора года назад я пообещал во всех текстах о Fujifilm говорить, что я — фуджибой. Мне очень близки эти камеры, их схема управления, а кадры с них меня всегда радовали цветами. Всё дошло до того, что я хочу себе три камеры: Fujifilm X100V, Leica SL2-S и Fujifilm GFX 100S. Все три камеры — представители разных форматов (APS-C, полнокадровая и средний формат соответственно).

Huawei Nova 9. Снято на Fujifilm GFX 50S II. Фото: Илья Кичаев / Wylsacom Media

Каждая из этих камер предназначена для разных вещей. Например, Leica SL2-S в связке с APO-Summicron-SL 90 mm f/2 ASPH мне показалась идеальной для портретов. Fujifilm X100V будет незаменима в путешествиях, а Fujifilm GFX 100S я бы использовал в работе: много детализации, очень круто фотографировать предметку. При этом каждую из камер можно использовать и в других ролях, получая удовольствие от работы.

Я надеялся, что GFX 50S II будет GFX 100S с матрицей на 50 Мп. Но оказалось, что это GFX 50R в корпусе от 100S.

Снято на Fujifilm GFX 50S II. Фото: Илья Кичаев

Основная проблема для меня оказалась связанна с фокусом, как я и сказал выше. Когда я фотографировал модель в студии, после каждого снимка мне приходилось проверять, попала ли камера в фокус. При этом у меня стояла детекция по глазам. Однако на многих кадрах камера в очередной раз мазала.

Камера требует к себе повышенного внимания со стороны пользователя. Из-за медлительности и проблем с фокусировки может значительно вырасти время, потраченное на съёмку.

Снято на Fujifilm GFX 50S II. Фото: Илья Кичаев

И вот тут возникает интересное противоречие: GFX 50S II за 339 990 рублей не подойдёт новичкам. Вероятно, эта камера их даже отвернёт от фотографии вообще. А вот GFX 100S, будучи более универсальным инструментом, станет отличной камерой для человека, который только открывает для себя мир среднего формата.

Что я получу, если куплю эту камеру вместо фуллфрейма?

Есть много людей, которые утверждают, что полный кадр и средний формат могут дать одну и ту же картинку. На деле это настолько же правильно, насколько верно сравнить APS-C с фуллфреймом — то есть вообще нет.

Средний формат находится в другой лиге в сравнении с фуллфрейм-камерами. Тут совсем другой динамический диапазон, чёткость, средние тона и микроконтраст. У GFX отличные объективы. Но чтобы высказать о них мнение, нужно их попробовать.

Сравнение размеров Fujifilm GFX 50S II и Sony α7c. Фото: Илья Кичаев / Wylsacom Media

Возьмём типичное фото, сделанное просто ради того, чтобы нажать на кнопку затвора. Вот так оно выглядит до обработки:

Разглядеть тут что-либо практически невозможно. Например, вы не увидите металлической тумбы под окном. Да даже стул с трудом распознаете. Но давайте применим магию быстрой обработки на коленке и посмотрим, из чего же на самом деле состоит рабочее место моего коллеги:

Снято на Fujifilm GFX 50S II. Фото: Илья Кичаев

GFX 50S II будет отличной камерой для съёмки интерьеров и пейзажей.

Снято на Fujifilm GFX 50S II. Фото: Илья Кичаев

Но вот стоит ли брать камеру в студию, когда вы снимаете спонтанную модель? Тут бы я задумался.

Светочувствительность

Реальная светочувствительность камеры составляет промежуток ISO между 100 и 12 800 единиц. Шумы начинают проявляться от ISO 4000, но вплоть до 6400 единиц это не сильно влияет на качество фото.

На значении ISO 6400 происходит изменение насыщенности снимка, он начинает терять краски. Тут же происходит и незначительная потеря детализации.

ISO 8000 и выше я бы уже использовал только для получения информации с фотографии, но не собственно для фотографии.

Диапазон ISO можно расширить вплоть до 102 400, но такие значения вряд ли когда-то будут использоваться. Вот пример снимка со стопроцентным кропом, полученный даже после включения шумоподавления камеры:

Компромисс

Средний формат до появления Fujifilm GFX 100S был компромиссным вариантом: тяжёлые камеры, которые работают очень медленно. Да, они давали потрясающее качество изображения, но не все были готовы мириться с очевидными недостатками.

100S получилась компактной: «тушка» соизмерима по габаритам и весу со многими полнокадровыми камерами. Также она оказалась довольно быстрой. Со скоростью Sony α1, Canon 1DX Mark III или же перенесённой на октябрь 2022 года Nikon Z9, конечно, не сравнится, но для обычной жизни её вполне достаточно.

Fujifilm GFX 50S II возвращается к этому компромиссу: объективно это прекрасная камера, ставшая чуть ли не самым дешёвым входом в мир среднего формата. Она точно сможет удивить фотографа, который впервые взял в руки фотоаппарат подобного типа. Но когда покупатели выбирают среди такого огромного количества конкурентов, становится понятно, что эта объективность находится где-то в вакууме.

Главная причина для компромисса — цена. Видимо, Fujifilm очень хотела выпустить камеру дешевле четырёх тысяч долларов за «тушку». Всё получилось: её цена составляет $3999 (399 990 рублей в России). Это на две тысячи баксов дешевле GFX 100S и на $500 дешевле GFX 50R на старте продаж.

Однако со снижением цены мы потеряли быстроту, фазовый автофокус, 16-битную глубину цвета в RAW, а также возможность съёмки видео в 4K ProRes.

По многим вещам GFX 50S II мне непонятна. Всё это время я думал, зачем она вообще нужна. Я прекрасно понимаю, что сейчас эта камера — самый дешёвый способ войти в мир среднего формата, где картинка, детализация, динамический диапазон и микроконтраст очень сильно отличаются от того, что вам дадут полнокадровые камеры. Я держал в руках GFX 100S, которую очень хочу купить себе, а также GFX 50R. По каким-то причинам эти две камеры мне оказались гораздо приятнее, хотя у GFX 50R нет матричного стаба, ужасная зарядка, устаревший процессор и она дешевле тысяч на семьдесят.

Иллюстрация: Светлана Чувилёва / Wylsacom Media

К сожалению, ответ «эта камера дешевле GFX 100S на 150 тысяч рублей» мне не подойдёт. Практически во всех сценариях среди конкурентов, пусть и в среде фуллфреймов, за эти 340 тысяч рублей можно найти камеру, которая будет по большинству параметров лучше. Поэтому пока найти ответ на вопрос «Зачем эта камера нужна?» у меня не получается.

Предложения магазинов
  • https://plus.google.com/115479521853016808723 Iskander Petrov

    Так и не понял, что в ней не позволяет снимать видео? HD30? Глупая отговорка. В студии легко снимать в ручном режиме, а на ночных пейзажах не вижу серьезной разницы с ФФ. И где исходники? На телефоне картинки даже не масштабируются у меня.

  • Аноним

    Так выпьем же за R5, которая соизмеряет наши желания с нашими возможностями!

  • Алексей

    Размер матрицы влияет только на глубину резкости и всё! Всё остальное технологии. Gh5s имеет лучше5дд и высокие рабочие исо чем 5дм2

  • Аноним

    Исходники..? :)))
    На других сайтах.

  • Аноним

    Технологии у тебя в мобильнике.

  • Аноним

    сравнили камеру 8 года и 17 ?
    и хочу вас расстроить — на одинаковом фокусном расстоянии( не в пересчете), у камер с разной матрицей будет одинакового размера ГРИП

  • Аноним

    Если человек покупает СФ без видимой на то причины, он — понторез. Да и про каких конкуретов среди СФ вы говорите? хассель? фаза? так они в разы дороже, да и не факт что лучше. ФФ по типу a7r4? так вы сами говорите что фф имеет другую картинку(с чем я согласен)
    Видео? Зачем? сейчас хоть какие то видеовозможности иметь необходимо, но это камера чисто для фото, видео тут надбавочно. Хотите 4к рав? Берите з6 с атомосом и все(или BMC какой нить)
    нет фазового аф — согласен, очень печально, но разница все таки не в 20к, она заметно больше. Значит есть причины почему не всунули(сделали более удобную в обращении камеру за заметно меньшие деньги для многих), хотя я тоже очень надеялся на гибрид

  • Iustitiae Pervenit

    Вы абсолютный профан. Извините но это так.

  • Сергей Кошкин

    Ну выходит чистый маркетинг. Ибо называйся камера 50R II вопросов «чего так все плохо» было б на порядок меньше. А от SII все же больше ожиданий было в вопросе фокуса и стаба.

  • The Phenom

    Так она продолжает 50s, поэтому все логично, как выпустят в корпусе дальномера, будет р2.

  • The Phenom

    На дпревью исходники, там вся разница с фф и раскроется.

  • Сергей Кошкин

    Так речь о том что технически она скорее RII. И как RII все нововведения смотрятся как ощутимый шаг в перед(с надеждой что проблемы с фокусом пофиксят программно) Но от 50s II было больше ожиданий(многие рассчитывали что будет как 100s но на 50 МП и улучшенным фокусом)

  • The Phenom

    Скорее дело в том, что мы все слишком быстро привыкли к хорошему и что многие функции камера выполняет за нас. У моей 50р автофокус примерно на уровне второго марка, на который в свое время отсняли и миллиард свадеб и спорт на нее снимали и я уже не говорю про статичные сцены, да это не Никон З9, но жить с этим вполне можно.

  • https://andrew-lazarev.com/ Andrew Lazarev

    Большой тяжелый дорогой медленный кирпич…

  • https://plus.google.com/110328722388771483682 Андрей Шубин

    Технологии это когда в аппарат для позвонить стоимостью 100к+ ставят сенсор меньше дюйма и прикручивают алгоритмы имитации картинки полученной при помощи ТОПовых физических, механических и электронных элементов. Гашан годится только для поливалова в идеальных условиях с достаточной освещенностью как и телефон. Но микра определенно лучше телефона. Со средним форматом нет смысла даже ФФ сравнивать. Не говоря уже про кроп и микру.

Комментарии для сайта Cackle