Опыт использования Steam Deck: крутая консоль или ПК на костылях?
Лонгрид об одном из самых интересных устройств 2021 года.
Так вышло, что я вообще не геймер. Мои любимые игры — Gran Turismo Sport, которую я расчехляю раз в несколько месяцев, Forza Horizon 5, Cities: Skylines и Civilization VI. Все эти игры в последний раз я запускал несколько месяцев назад. Теперь вы понимаете степень моего интереса к играм.
Несмотря на это, у меня дома есть PlayStation 4 Pro, на которой я прошёл лишь GTA V, и игровой неттоп Intel NUC, на котором запускаются те самые Forza Horizon 5, Cities: Skylines и Civilization VI. Об этом компьютере, кстати, Валя рассказывал три года назад:
И вот тут вы поняли, что геймер из меня так себе. Однако это не помешало мне при первом же анонсе захотеть Steam Deck. «Отличная консоль», — подумал я. Уже тогда было понятно, что она совсем не портативная, но я мог играть во взрослые крутые игры, например, в самолёте! Ну топово же!
Оказалось, не совсем. Дело в том, что в словосочетании «отличная консоль» есть сразу две ошибки. Но о них по порядку.
Часть первая. Илья разбирает Steam Deck как устройство
Если у вас есть сомнения, какого чёрта опыт использования игрового устройства принялся писать не геймер, то я вас успокою: обзор будет состоять из двух частей. Первая написана мной, и непосредственно про игры тут будет не очень много — я расскажу просто про удобство использования этого гаджета. Вторую часть я попросил написать своего друга Яна. Он играет чуть больше моего — с семи лет, то есть уже 23 года. И делает это много и увлекательно.
Комплектация
У нас самая топовая версия на 512 ГБ. Она отличается от остальных наличием чехла. Назвать его продуманным довольно трудно.
Во-первых, чехол крупный. Но это обусловлено размерами самой Steam Deck.
Во-вторых, в комплекте, помимо консоли, есть блок питания, который в этот чехол не положишь: для него просто нет отделения. К тому же кабель, торчащий из этого блока, никак не отсоединить.
Помимо блока питания и самой консоли, в комплекте вы найдёте тряпочку для экрана.
Блок питания тут интересный — он является отличной иллюстрацией того, что идея законодателей ЕС о едином разъёме для удобства зарядки может быть полностью уничтожена одной компанией. Дело в том, что Steam Deck заряжается исключительно с помощью этого блока. Дорогие эппловские не подойдут. Менее дорогие Samsung — тоже.
В общем, я перепробовал всевозможные блоки питания. Ни один из них не заряжает Steam Deck. Ох уж этот универсальный Type-C!
От прикуривателя не зарядишь, от Power Bank — тоже. Из этого я делаю вывод, что играть в дороге на Steam Deck будет не очень удобно, а если вы играете ещё и в крупные тайтлы, то и недолго.
Внешний вид
Сама Steam Deck, что бы ни говорили пользователи, огромная. Она значительно больше Nintendo — это нужно понимать. Почему-то многие любят сравнивать эти консоли, мол, похожи. Совсем нет!
Понятно, что «огромный размер» — понятие относительное, но для игры в метро консоль слишком большая. И играть на весу с ней совсем неудобно. Самый оптимальный вариант — ваши руки лежат на столе.
А вот расположение практически всех элементов управления, на мой вкус, оказалось очень удачным: курки, кнопки и стики на своих местах. Сразу понимаешь, для чего то и то, куда жать и какая кнопка для чего.
Задние стики в моих играх не использовались, и, откровенно говоря, мне не понятно, как ими вообще пользоваться — пальцы на них вроде и лежат, но резво я на них нажать точно бы не смог. Тем более что эти стики очень тугие.
Вот что мне понравилось, так это сенсорные панели управления курсором. Они небольшие, по ним легко двигать пальцем, на что Steam Deck отзывается приятной вибрацией. И моторчик, отвечающий за неё, судя по моему немаленькому опыту, прямо-таки топовый.
Дисплей
Steam Deck получил 7-дюймовый IPS-экран разрешением 1280 × 800 пикселей. Назвать его хорошим язык не поворачивается. У него не лучшая цветопередача, да и такого разрешения для экрана будет маловато, чтобы картинка была качественной.
Причины, почему выбор пал в пользу такого экрана, вполне понятны: ради улучшения энергоэффективности и производительности. Аккумулятор тут не самый мощный — как-то нужно сделать так, чтобы консоль работала хоть сколь-нибудь долго.
Частота отображения изображения не порадует рядовых мобильных и не очень мобильных геймеров: 60 Гц. Поэтому игры нужно выбирать соответствующие.
Экран сенсорный, но управление этим самым сенсором вызывает боль и страдания: интерфейс игр зачастую не приспособлен под сенсорное управление, да и сама SteamOS тоже не везде даёт повозюкать по гаджету пальцами, а если и даёт, то в сравнении со смартфоном этот сенсор ведёт себя крайне неотзывчиво. Да и олеофобное покрытие похвалить не получается — экран пачкается моментально.
Управление
Несмотря на постоянно приходящие апдейты, SteamOS всё ещё выглядит сыроватой. Например, у каждой игры, где есть собственный лончер, нужно авторизоваться. Для этого надо вызвать клавиатуру. Пока вы не нащупаете нужное сочетание клавиш, которые вызывают её, ничего у вас не выйдет.
Но и не факт, что что-то получится: я пришёл домой и начал подключаться к вай-фаю. И тут клавиатура сначала просто не появлялась, а затем и вовсе отказалась вводить набираемые мной буквы.
С приходом обновлений дело стало улучшаться, но всё равно хотелось бы, чтобы Steam Deck научилась догадываться, что сейчас мне нужна клавиатура, чтобы ввести те или иные данные.
Игры
На Steam Deck можно установить вообще все игры из Steam. Но факт установки не означает, что игра будет запускаться. Хотел вот я поиграть в какую-то часть Hitman, установил её, она даже начала делать вид, что запускается. Но на этом всё.
Оказалось, что игра не работает на Steam Deck. Чтобы это узнать, надо зайти на страницы игры, пролистать до следующего экрана. Изначально надо было нажать ещё на пять кнопок, чтобы узнать о совместимости — итого минимум семь кликов. Сейчас же этот путь сократили.
Ругаясь матом, я задался вопросом: зачем консоль вообще дала мне установить эту игру и почему уведомление о том, что она не работает на Steam Deck, находится в отдельном пункте меню, до которого ещё нужно долистать?
Можно поступить иначе и зайти в раздел «Отлично на Steam Deck». Там, например, есть Elden Ring. И чтобы её запустить, Вале пришлось знатно попотеть:
В комментарии к ролику пришло много людей, которые утверждали, что Валя пытался запустить Elden Ring поверх Doom: Eternal. Однако это не так. Мы пытались это сделать как поверх, так и полностью перезагрузив консоль, когда не запущена ни одна игра.
Единственная игра, в которую я постоянно играл на Steam Deck, — Forza Horizon 5. И я заметил в ней множество глюков. Например, банально не работают настройки графики. Вы не можете ограничить количество кадров на значении 30, хотя это и подразумевается настройками. «Форза» идёт только в 60, что сильно высаживает батарею.
Также первые месяцы игра запускалась безумно долго. Вот прям невыносимо: загрузка могла продолжаться несколько минут. И это с учётом того, что в нашей Steam Deck установлен самый быстрый вариант NVMe SSD. Даже на NUC эта игра работает быстрее. Да даже на Xbox One S она запускается быстрее. А там нет SSD! В конце мая пришло обновление, которое таки пофиксило эту проблему.
Минимум раз в день игра вылетает. А ещё у консоли постоянно случаются фризы, когда буквально на полсекунды «Форза» замирает. И по сети сыграть невозможно — вай-фай в Steam Deck просто ужасный. Он нужен только для очень долгого скачивания игры, но не для игр с друзьями.
Вот тут можно понять одну вещь: Steam Deck — это не привычная консоль, позволяющая купить игру и, скачав её, сразу же запускать. Это портативный компьютер со всеми вытекающими из этого последствиями. Тут точно будут страдания при запуске если не всех, то многих игр. Тут точно будут какие-то проблемы, которые нужно будет решать. Если вы не планируете этим заниматься, а просто хотели играть в условные «Киберпанк» или God of War на диване, то забудьте — вам обязательно где-то придётся пострадать.
Звук
В некоторых случаях лучше отказаться от чего-то, чем делать плохо. Звук динамиков Steam Deck очень плохой. Он чисто информационный и для большего не предназначен. Хотите получше — подключайте наушники, благо на борту есть 3,5-мм «джек».
На что вы точно обратите внимание, так это на звук кулера. Нередко он кричит громче динамиков, силясь скорее остудить консоль, температура железа которой может достигать 90 °С.
Пока я писал этот текст, вышло ещё одно обновление, в котором вроде как сделали кулер тише. Однако он стал ещё громче. При этом работа самого кулера стала менее эффективна, из-за чего Steam Deck начала сильно нагреваться даже в меню.
Аккумулятор
Давайте так: аккумулятор чахлый, и этого стоило ждать. Steam Deck — относительно тонкая консоль. Но зато заявленное Valve время работы полностью соответствует реальности. Нам обещали, что в ААА-играх Steam Deck будет работать часа два? В Forza Horizon 5 время работы как раз стабильно составляет эти самые два часа.
Итог
Steam Deck можно назвать консолью только из-за форм-фактора. Тут нет того удобства, которое ждёшь от «большой тройки» в лице PlayStation, Xbox или Nintendo. Это именно маленький ПК.
Steam Deck оказалась очень большой. У неё посредственный экран и звук, а также очень шумный кулер, звук которого не стал тише, несмотря на обещания при обновлении. У консоли множество проблем, связанных с софтом и самими играми — они часто вылетают, о консольной оптимизации тут стоит только мечтать.
Пока это очень сырой продукт — даже спустя более трёх месяцев после его релиза. Консоль обновляют и поддерживают, что не может не радовать, но станет ли она отличным устройством?
Конечно же я не буду советовать купить Steam Deck за те 500 тысяч рублей, что потратили на него мы. Это страшный оверпрайс, но чего не сделаешь ради контента.
Вопрос только, сколько должна стоить консоль, чтобы я посоветовал её купить? Стартовая официальная цена версии на 64 ГБ — $399, самый топ на 512 ГБ стоит $649. Но за такие деньги купить Steam Deck так же реально, как оказаться в списке первых покупателей условной PlayStation.
На момент написания этого текста на «Авито» цена на базовую версию с 64 ГБ встроенной памяти начиналась от 105 тысяч рублей за запечатанную версию. Версия на 512 ГБ с матовым экраном и самым быстрым SSD — от 149 тысяч.
А вот для сравнения цены на более привычные консоли. Цены меняются каждый день, поэтому актуальны на момент написания этого текста:
- Sony PlayStation 5 с дисководом — 79 990 рублей;
- Sony PlayStation 5 без дисковода — 77 990 рублей;
- Xbox X — 72 990 рублей;
- Nintendo Switch OLED — 34 990 рублей.
За покупкой вы, кстати, можете обратиться к нашим друзьям из Big Geek — пишите прям им в чат, там вам помогут с приобретением этих устройств.
Не знаю, как вам, а лично мне кажется, что разумнее купить «плойку» и «Икс бокс» вместе взятые, чем Steam Deck. Правда, на игры всё равно придётся как-то раскошелиться, да и о портативности стоит забыть.
А теперь передаю слово своему другу Яну, который расскажет о своих впечатлениях от Steam Deck и игр на ней.
Часть вторая. Ян использует Steam Deck как задумано: играет
Я завёл аккаунт в Steam около девяти лет назад. Из непонятной приблуды, без которой не поиграешь в Portal 2 или Counter-Strike, он превратился для меня в самый главный игровой магазин. Большинство игр я покупал именно тут и даже не думал переезжать в другие магазины или на консоли. До того момента, пока не подарил жене Nintendo Switch.
Оказалось, что портативные консоли — это круто. Иногда хочется перед сном немного поиграть, расслабиться — а за компьютером уже сидеть сил нет. Проблема у «свича» одна — маленький выбор игр с большим ценником. Всё то, что уже было куплено в «Стиме», на портативку надо покупать заново. Потому, когда Valve анонсировала Steam Deck, я плясал от радости. Наконец я смогу всю свою библиотеку игр с компьютера перенести на диван, ура!
Первое впечатление
Первым делом я проверил, сенсорный ли у Steam Deck экран. Хорошая новость — сенсорный. Плохая новость — нажимать на него вы, скорее всего, не будете. Проблема в том, что консоль огромная. Она такая длинная, что при стандартном хвате большие пальцы не дотягиваются даже до границ сенсорного экрана. А держать консоль одной рукой невозможно. Из игрового устройства она тогда превращается в лёгкую и не очень удобную гантелю.
Экран засчитывает касания не так хорошо, как в играх для того же Switch или мобильного телефона. Иногда нажатия фиксируются, иногда нет. Прицелиться сложно, потому что курсор не прилипает к нужным кнопкам, а встаёт в тот пиксель, на который ему указали. А игровые кнопки в большинстве игр по размеру меньше пальцев, поэтому постоянно тыкаешь не туда. Удержать консоль в одной руке почти нереально, потому для игр только на сенсорном экране сначала её нужно будет куда-то положить. Так что смысла в сенсорном экране немного.
А вот трекпады классные. У них мотор с приятной отдачей, и работать они могут в разных режимах: как обычного трекпада, так и чего-то похожего скорее на трекбол. Если потренироваться и подобрать хорошую схему управления (о них — дальше), то получается без сильного напряжения наводить курсор куда надо. Но компьютерную мышь они не заменят, она всё равно удобнее.
Температура устройства почти во всех более-менее современных играх поднимается до 70-80 градусов, и легко догадаться, что пассивного охлаждения для таких нагрузок будет недостаточно. К консоли прилагается кулер, и он настолько шумный, что перекрывает звук динамиков на небольшой громкости. Расслышать игру получается только ближе к середине качельки или в наушниках. Но несмотря на существенную температуру под капотом, сама консоль не греется. Она остаётся едва ли не такой же температуры, как и без нагрузки. Забудьте про тишайший Switch — эта портативка ближе к взрослым компьютерам. Но и это можно потерпеть.
Можно потерпеть — это в принципе про Steam Deck
Для человека, который привык покупать приставку, покупать игру и без напрягов играть, это неудобная консоль. У неё шумный кулер, много кнопок, а чувствительность стиков и трекпадов вызывает вопросы. В программной части тоже не всё гладко. Консоль работает на Linux и запускает игры, которые под эту операционную систему адаптированы. Те, что не адаптированы, она пропускает через Proton и всё равно запускает. Ошибки, страшные экраны с ошибками, спонтанные вылеты — такое происходит, пусть и не часто. За три дня у меня один раз игра вылетела, пару раз не запустилась с первого раза. И в двух случаях это была Elden Ring, которая, как пишут, идеально совместима.
Но Steam Deck — это история не про удобство, а про возможности. Это полноценный компьютер, который тянет множество игр. И отлично поддаётся кастомизации, причём не только путём установки Windows. Запускает он реально почти всё, что можно — была бы поддержка Linux или переварил бы игру Proton. Если разобраться, на него можно навернуть ворох эмуляторов и играть в игры, которых в библиотеке Steam и быть не может.
Если смотреть не на внешние недостатки, а на внутренние, то основных проблем две: оптимизация и управление. Библиотека в Steam большая, и не все разработчики могут или хотят адаптировать игры под Linux или поддерживать геймпады. В отдельных играх, у которых заявлена частичная совместимость, управление очень бесячее. В стратегиях с мелким интерфейсом, например, приходится постоянно водить пальцем по трекпаду, пытаясь прицелиться, вместо того, чтобы один раз навести мышь на кнопку и сделать одно нажатие.
С производительностью тоже есть проблемы, причём неожиданные. С одной стороны, консоль может спокойно тянуть новейший Elden Ring, а с другой — превратиться в проектор слайдов на 25-й минуте игры в Vampire Survivors. Проблемы возникают из-за того, что оптимизация игр — это не задача производителя консоли, это задача разработчиков. И не все горят желанием переделывать уже готовые игры под новый и всё же нишевый девайс.
Можно было бы сказать, что консоль говно и не заслуживает внимания, если бы её недостатки не были изящным образом… если не исправлены, то скорректированы.
Волшебная сила сообщества
В Steam огромную роль играет труд обычных геймеров. Они не только пишут отзывы на игры и постят кринжовые скриншоты, но и составляют многостраничные руководства, делают модификации игр и делятся новостями. На месте Valve было бы странно обойти такой ресурс стороной.
В консоли есть возможность настроить управление под каждую игру отдельно. И не только настроить, но и поделиться готовой схемой с другими игроками. Причём не только банально переназначить клавиши, ха! Режим работы трекпадов и джойстиков, их чувствительность, инерция и ускорение — всё в ваших руках.
Чувствительность каждого движущегося элемента настраивается так, чтобы именно в этой игре всё было удобно и плавно. Да, на это придётся потратить время. Разобраться, какая настройка за что отвечает, какая чувствительность стиков и трекпадов подходит лично вам, переназначить (при необходимости) управление в самой игре. Но результат того будет стоить — сыграть можно будет даже в то, что для геймпада изначально не было предназначено.
Впрочем, самому настраивать всё не обязательно. Заходите в меню Steam прямо во время игры и выбирайте раскладку из десятка предустановленных вроде стандартной раскладки на FPS и других жанровых пресетов. Если они не подошли, то открывайте пользовательские. И там их для популярных игр уже создано множество на все вкусы.
Мне это разнообразие напоминает шутерные раскладки ранних девяностых, когда каждый киберспортсмен настраивал клавомышь под себя, а единого стандарта WASD для шутеров ещё не было. Кто-то выносит на один из трекпадов навигацию по меню. Кто-то переносит слоты быстрого использования предметов на четыре триггера на задней части консоли. Кто-то переносит управление на крестовину, а стики использует для быстрых действий. Вариантов уйма, и шансы подобрать что-то на свой вкус увеличиваются по мере того, как другие люди делятся собственными схемами управления. Главное — отсортировать по лайкам наиболее удобную вам раскладку. Когда вы играете через Steam Deck, ощущаете себя первопроходцем — особенно с играми, которые под геймпады не заточены.
Вот вам пример слаженной работы разработчиков и сообщества. Игра OpenTTD изначально была адаптирована под Linux и хорошо запускалась на Steam Deck. Но играть на геймпаде со стандартной раскладкой в экономический транспортный тайкун с десятком менюшек и окошек, мягко говоря, сложно. Естественно, кто-то из пользователей сделал удобную раскладку. Левый стик отвечает за перемещение камеры, левый трекпад — за перемещение курсора только в игровом меню. Правый трекпад и правый джойстик заменяют собой мышь и работают в основном на глобальной карте, а на кнопки вынесены часто нужные окна и действия вроде «Принять» и «Закрыть». После получаса тренировок играть стало удобно!
Проблемы с оптимизацией уже силами сообщества игроков не исправить, тут должны стараться разработчики и издатели самих игр. И стараются — то одна, то другая игра пополняет список поддерживаемых. Да и сама Valve на месте не сидит. Уже после того, как консоль побывала у меня в руках, разработчики добавили поддержку функции, которая облегчает оптимизацию игр. Уже из коробки можно было настроить ограничение fps, частоты работы процессора, динамическое разрешение и другие штуки, которые облегчали бы консоли процесс переваривания тяжёлых игр. Теперь же настройки можно сохранять не для всей консоли, а для каждой конкретной игры. И если в условной Forza Horizon 5 я хочу оставить fps на 60, то для неспешной Pathfinder: Wrath of the Righteous я спокойно выставлю ограничение и сэкономлю ресурсы.
Как с играми?
Когда я увидел первые отзывы, то очень удивился тому, что консоль проверяют на актуальных новинках: Elden Ring, Forza Horizon 5 и God of War. Графонистые и тяжёлые игры консоль тоже тянет, но при этом вылезают все сопутствующие проблемы: шумные кулеры, сниженные fps, тормоза и рассыпающаяся картинка. Хотя, если немного умерить аппетиты и подкрутить настройки графики руками, то можно с комфортом поиграть и в них.
В первую очередь это портативка, поэтому не стоит ожидать от неё мощности топового настольного компьютера. Консоль может предоставить её в некоторых случаях, но зачем мучить железо? С такими мыслями я и запустил Elden Ring, предварительно уменьшив графику до средней (ультратекстуры при разрешении 1200 × 800 всё равно особо не рассмотреть) и выставив ограничение 30 fps. И знаете, круто было. Полноценная компьютерная игра, которая в любом случае хорошо выглядит, играется и ощущается, но и ты при этом играешь в неё не за столом, не на диване, а прямо у себя в руках. Зачем — это другой вопрос, но можешь ведь. Получать удовольствие от игры портативный формат не мешает.
А вот опыт с Cyberpunk 2077 оказался более грустным. Запускается, даже не сильно тормозит, но играть неудобно. Картинка выглядит неопрятно и гораздо хуже, чем на консолях или взрослом компьютере. Сначала я ещё включил динамическое разрешение, поэтому картинка постоянно рассыпалась на пиксели, играть было невозможно. Пришлось отключить, из-за чего выросла нагрузка на железо. Прицеливаться без автоматической доводки сложно. У меня даже возникло ощущение, что у этого экземпляра Steam Deck есть проблемы с гироскопом, потому что доводка с его помощью должна была быть, но почему-то не работала. Локации большие, цели мелкие, стрелять неудобно. Всё вместе создаёт странное впечатление. Играть конечно можно, но только в том случае, если других игровых устройств у вас рядом нет, а киберпанка очень хочется.
Более простые шутеры, кстати, работают на ура. Симпатичная Gunfire Reborn, которая похожа на упрощённый и коридорный Borderlands, чувствует себя совершенно в своей тарелке. Скорее всего, из-за графики, не перегруженной мелкими деталями, маленьких локаций и достаточно крупных целей. Гироскоп, кстати, тоже не работал.
Ожидаемо, лучше всего показали себя игры, которые не требовательны к мощности железа и скорости реакции. Инди-платформеры, рогалики, квесты, ролевые игры и визуальные новеллы — для этого добра Steam Deck будто и был создан. Приятно игрались Don’t Starve Together, Crypt of The Necrodancer, Stardew Valley. У них у всех уже встроена поддержка геймпада, потому играть просто и удобно.
Удивительно удобны оказались Disco Elysium и Pathfinder: Wrath of the Righteous. Обе хоть и ролевые игры, но разные. Текст хоть и мелковат, но читается. В Pathfinder приходилось применять экранную лупу, пока я не додумался в самой игре увеличить масштаб интерфейса. О боях в реальном времени можно забыть, зато в пошаговом режиме играть можно без проблем. На удивление хорошо выглядит Pathologic 2 от российских разработчиков:
Единственное, что печалит — кулер шумит примерно так же, как на Cyberpunk 2077.
Очень разочаровал Cities: Skylines. Поиграть в градостроительный сим на диване или в дороге было бы очень соблазнительно, но тут даже пользовательские схемы управления неудобны. Может, дело в интерфейсе, может, в свободной камере, но играть очень сложно, и строить красивые удобные города в два клика не получается. Лишних движений для прокладки даже обычной дороги нужно делать достаточно много. Впрочем, если вы привыкли играть в немного черепашьем режиме, то вас это не сильно расстроит.
Hades оказалась единственной игрой, которая явно страдает от ограничения 30 fps. Анимации становятся дёргаными, и ощущения от шинковки монстров уже совсем не те. Так что пришлось высаживать батарею быстрее, чтобы получать от игры удовольствие.
Steam Deck — лучший способ поиграть в старые игры
Лучше всего на консоли ощущаются игры 2010-х годов. Смотрите сами: они почти все работают с геймпадом и настолько не нагружают железо, что кулер редко разгоняется до максимума.
Dragon Age: Origins. Игра отлично выглядит на небольшом экране, текст хоть мелковат, но читается хорошо. Бой в реальном времени с активной паузой тоже отлично подходит к такому формату: можно неспешно водить курсором туда-сюда, и даже попадать куда надо. Причём даже тачскрин, к которому я до этого придирался, ведёт себя адекватно: можно выбирать пальцем пункты в меню, отправлять членов отряда в нужные точки и прожимать скилы на хотбаре.
Fallout: New Vegas. В библиотеке не было сведений о совместимости игры, но запустить её можно. Она мало того что завелась, так ещё и была едва ли не первой трёхмерной игрой, на которой иногда полностью затыкался вентилятор. Выглядит красиво (с поправкой на годы), играется ещё лучше. Стрельба тоже приятная — что в пошаговом режиме, что в реальном времени. Вообще, в разрешении 1200 × 800 многие старые игры выглядят сейчас гораздо лучше, чем на 2K-мониторах, растянутые во весь экран. Особенно когда экран умещается в руках.
XCOM: Enemy Within играется на ура. Система сказала мне, что у неё совместимость с консолью не полная, но всё было хорошо. Загрузки мгновенные, управление удобное, играть одно удовольствие. При выключении консоли во время игры и включении обратно пропал звук, в первый раз игра не запустилась и перезагрузила консоль — вот такие спецэффекты я видел. Но это точно не постоянные вылеты и потеря работоспособности. На своём стационарном компьютере я насмотрелся более частых вылетов.
Наконец, я реализовал самые дикие фантазии — запустил The Elder Scrolls II: Daggerfall. И представьте, она заработала. Консоль под управлением Linux через Proton запустила эмулятор DOSBox и позволила мне зайти в игру 1996 года, побродить по подземелью и убить первую крысу. Да, с фризами и тормозами. Да, без заранее созданной схемы управления от Valve. Но запустилась же! Если потратить некоторое время и сделать схему управления для Steam Deck, переназначить кнопки внутри самой игры да замедлить процессор, то в неё можно будет играть с относительным комфортом.
В Daggerfall, кстати, редкая боевая система. Чтобы ударить рубящим, колющим или режущим ударом, нужно нажать на кнопку атаки и провести мышкой в нужную сторону. Стоит ли говорить, что на трекпаде и сенсорном экране такие свайпы выглядят гораздо логичнее?
Кстати, о диких фантазиях. Совсем без костылей удалось запустить System Shock. Было сложно прицеливаться стиком в мелком инвентаре, но игра отлично выглядит и играется. Сейчас бы сошла за модное и перспективное инди. Так что потенциал в ретро-гейминге у консоли огромный и простирается прямо-таки лет на 30 назад. И это у нас просто то, что лежит в магазине. Не говоря о том, что тот же DOSBox можно скачать отдельно, запускать старые игры с более подходящими настройками эмуляции. Но даже игр, которые навыходили с начала 2000-х и спокойно запускаются в Steam, хватит с лихвой.
Итог
Steam Deck — это не игровая консоль в том смысле, к которому мы привыкли. Она может доставить радость «из коробки», но, скорее всего, этого не сделает. Все консоли ограничены набором оптимизированных для них игр, а на этой можно запустить всё, что запускается на Linux и (силами эмулятора Proton) на Windows. Это в первую очередь инструмент, который нужно изучать, настраивать, подгонять под себя. И после этого он будет очень неплох.
Я специально ничего не говорил про недостатки, которые заметил Илья. Например, про никакущую автономность или не очень удобные триггеры на задней панели консоли. Отсутствие поддержки некоторых популярных игр (привет, Northgard) или очень кривую поддержку других (в Project Zomboid я даже не смог открыть инвентарь). Это всё фигня по сравнению с тем, что на рынке появился девайс не за миллион денег (а за половину миллиона денег, — примечание Ильи), который позволяет запускать библиотеку игр, накопленную за десяток лет.
Знакомо такое: вы вспоминаете, как здорово было играть когда-то в игру, которая вам раньше нравилась? Скачиваете, устанавливаете, запускаете и… не цепляет. Возможность переигрывать в такие штуки маленькими сессиями на портативке их освежает. Так что будь такой девайс на нашем рынке по рекомендуемой цене, я бы не раздумывая за ним побежал.
А в будущем нас ждёт, надеюсь, вторая ревизия. Valve уже давно пыталась зайти на рынок игрового железа, а сейчас у неё получился пусть и спорный, но полезный и массовый инструмент.