Откуда у увольнений в Microsoft ноги растут и что вообще происходит? — Wylsacom

Откуда у увольнений в Microsoft ноги растут и что вообще происходит?

Краткое содержание для всех заинтересованных.

Иллюстрация: Светлана Чувилёва / Wylsacom Media

Спустя пару дней после закрытия студий Arkane Austin и Tango Gameworks подоспели подробности от Bloomberg и The Verge. Собрали всё, что известно, чтобы вы могли обсуждать ситуацию в светском обществе и выпендриваться глубокими познаниями.

Обе студии были настроены на развитие, готовили следующие проекты, и игры их укладывались в бизнес-стратегию Microsoft. Так чего ради закрывать студии? Коротко: ради оптимизации расходов и перенаправления денег на более крупные франшизы ZeniMax вроде Doom и Fallout.

Что это за студии и почему их закрытие — это грустно?

Arkane Austin и Tango Gameworks находились в составе студии ZeniMax Media с 2010 года. Сама ZeniMax вошла в состав Microsoft в 2021 году. Мощные закрытия, которые мы видели накануне, прошли именно внутри ZeniMax Media.

Глава Xbox Game Studios Мэтт Бути вскоре после закрытия студий провёл собрание с сотрудниками, на котором заявил, что компании «нужны небольшие игры, которые принесут престиж и награды». У геймеров (да и у сотрудников наверняка) глаза поползли на лоб от удивления, потому что именно такой игрой была прошлогодняя Hi-Fi RUSH от закрытых позавчера Tango. Награды и ласки критиков, свежая игровая механика, 3 миллиона игроков за 4 месяца, релиз на PS5 и надежды на релиз на Nintendo Switch 2. Tango уже питчила вторую часть Hi-Fi RUSH, а разные шишки Microsoft в один голос твердили, как рады сотрудничать со студией и как довольны новой игрой. Но финансовые результаты здесь и сейчас, видимо, оказались важнее перспектив долгого сотрудничества.

Arkane Austin — это не вся студия, а одно из подразделений студии Arkane, которое работало над Dishonored, Prey и феноменально провалившимся Redfall. Накануне закрыли именно это подразделение. А обе части Dishonored, Wolfenstein: Youngblood и Deathloop делала Arkane Lyon, и эту часть студии никто не закрыл. Судьба всех вышеперечисленных франшиз пока ещё в руках французского подразделения, и надежда на продолжения есть. Если только ZeniMax не решит и вторую студию вырезать.

Тем не менее, это солидная часть большой Arcane, а не просто заокеанский офис. Техасская студия, набив руку на одиночных иммёрсив-симах, под руководством издателя полезла делать игру в жанре, в котором у неё мало опыта, — кооперативный шутер Redfall. Microsoft, видимо, не очень-то студии помогала и контролировала процесс. В результате игра вышла в сыром виде, а маркетинг получила практически как главный драйвер продаж Game Pass. И после провального релиза «Майки» строили хорошую мину (при плохой игре, ха-ха), сравнивая Redfall с Fallout 76 и No Man’s Sky. Которые тоже вышли не очень, но были доведены до играбельного состояния. Обещали, что дадут студии доделать игру и превратят её в жемчужину, в которую будут играть ещё десять лет спустя.

Один из сотен багов, которые можно было встретить в Redfall. Источник: Gameinformer

Не будут, потому что с закрытием студии поддержка Redfall ожидаемо прекратится. По информации от Джеймса Шраера, большое обновление для Redfall было почти готово, шла работа над DLC. После него студия собиралась вернуться к однопользовательским иммёрсивам и заняться новой частью Dishonored, но ей это не помогло. При этом Мэт Бути на том самом собрании из начала текста сообщил, что Arkane Austin закрыли не из-за провалившегося Redfall.

Пишут, что обе студии — и Tango, и Arcane — перед закрытием до последних часов работали над текущими и будущими проектами и даже собирались расширяться. Видимо, расширение не самых прибыльных студий в планы топ-менеджеров не входило. Чуть проливает свет на ситуацию комментарий Джилл Брафф, главы студии ZeniMax. Она пожаловалась, что компании сложно контролировать 9 подчинённых студий по всему миру. И освободившиеся ресурсы студия планирует направить на усиление работы над главными тайтлами — Fallout и Doom.

Похоже, что игровое подразделение Microsoft собирается нещадно резать расходы ZeniMax во всём, что не касается блокбастеров и серьёзных мультиплеерных проектов. Тот же Бути признал, что увольнения могут быть тяжёлыми для компании, но они нужны для того, чтобы влить больше денег в другие проекты. А в этом году призвал сосредоточиться на дополнениях для Starfield, Fallout 76, The Elder Scrolls Online и будущей игре про Индиану Джонса. По слухам, в июне публике могут представить новый Doom.

На фоне того, что игровое подразделение Microsoft не приносит ожидаемой прибыли, компания может вообще увести средства из этого направления и направить на что-то более перспективное. Такую мысль высказал игровой журналист Алексей Макаренков: Microsoft сейчас заинтересована сокращать убыточные подразделения, а освободившиеся средства перенаправлять на участие в гонке по созданию искусственного интеллекта. Мы тоже писали, как Microsoft делает ставку на ИИ в будущих ноутбуках и интегрирует Copilot в Windows. Чтобы тягаться с… вообще всеми технологическими компаниями вокруг, потребуется больше денег, и забирать их будут в том числе у Xbox Game Studios.

Microsoft будет увольнять больше людей

Xbox под руководством Фила Спенсера сделала большую ставку на покупку разработчиков и продвижение подписочного сервиса Xbox Game Pass, наполняя его играми при помощи купленных студий. Но ставка не оправдалась: и денег геймпасс приносит не так много, и консоли продаёт не так хорошо.

Microsoft не просто покупает видных разработчиков и издателей, но и старается сократить расходы на их содержание. Недавно купленная Activision Blizzard тоже потеряла 1900 человек в начале года. Увольнения явно продолжатся: сейчас продюсеры и тестировщики ZeniMax получают предложения покинуть компанию «по собственному желанию» с выгодными компенсациями.

При этом не похоже, что новые приобретения приносят много денег на короткой дистанции, а в долгосрочные стратегии как-то не верится. Ту же Tango обещали поддерживать, но закрыли. А один из, казалось бы, главных релизов весны оставили без маркетинга.

21 мая выходит Hellblade II от студии Ninja Theory, которая также находится в составе Xbox Game Studios. При этом фанаты на фоне закрытия других студий запереживали: маркетинга у игры нет настолько, что о её выходе «Твиттер» Xbox сегодня сообщил старым промоскриншотом.

И есть все шансы, что продажи боссов из Microsoft тоже не устроят. В 2020 году студия уже выпустила провалившийся соревновательный шутер ‎Bleeding Edge. Звучит знакомо, не правда ли? Так что закрыть могут ещё одну студию, которая делает небольшие игры, приносящие престиж и награды.

А знаете, какие последние игры не принесли ни престижа, ни наград игровому подразделению Microsoft? Starield и Fallout 76. Зато они принесли кое-что более полезное — деньги.

Будущее игрового подразделения Microsoft

Microsoft после большого и длительного замаха, похоже, складывает лапы в консольной войне с Sony. Четыре её эксклюзива выходят на Play Station 5, ходят слухи о выпуске игр эксклюзивной серии Gears of War на консолях конкурентов.

Консоли у компании тоже продаются плохо: их продажи падают уже второй год подряд более быстрыми темпами, чем у Sony. Единственное, что приносит деньги — Activision Blizzard, у которой в портфеле есть такой мощный генератор денег, как Call of Duty. Таким же генератором продаж хотят сделать и Bethesda (она входит в ZeniMax Media): деньги будут поднимать на DLC для Starfield и на новой игре про Индиану Джонса, которую запланировали как раз к новогодним праздникам.

При этом мало говорят о разработчиках, а они тоже стали чувствовать себя неуверенно. Компания продемонстрировала, что готова закрывать даже хорошо зарекомендовавшие себя студии. И это точно скажется на желании разработчиков и дальше трудиться под крылом такого «покровителя».

И так везде

Ситуация Microsoft не уникальная, а обычная для последних лет. Индустрия выросла в пик пандемии ковида за счёт людей, запертых по домам и обратившихся к видеоиграм. И крупные корпорации тратили миллиарды долларов на покупку игровых студий в надежде на бесконечный рост. Студии охотно продавались, рассчитывая на спокойную работу и развитие своих проектов с большими бюджетами под крылом могучих издателей. А планов по игре «в долгую», по-видимому, у этих самых издателей не было.

Компании от мала до велика готовы избавляться от всего, что не приносит денег. Волна оптимизаций только за 2024 год затронула Take-Two, Sony, Electronic Arts, Microsoft, Embrasser Group и десятки других компаний. На конец марта количество уволенных в индустрии перевалило за 8000 человек. Это уже больше, чем 6000 человек за прошлый год, и можно ждать сокращений и в будущем.