Россия, которую мы не заслужили: архитектор в Instagram показывает идеальную провинцию
Раньше подобные работы делались только для мегаполисов. Но автор проекта «Старый новый город» переделывает деревушки и маленькие города.
Два года назад в Инстаграме был зарегистрирован аккаунт под названием «Старый новый город». С тех пор там опубликовано всего 29 постов, но это не делает его менее интересным. «Старый новый город» показывает альтернативную российскую глубинку — той, которой никогда не было. И это не популярный сейчас киберпанк или различные его ответвления, нет.
Автор аккаунта делает относительно простую вещь: с помощью фотошопа он прибирается на фотографиях, убирает едкие краски, профнастил, латает дыры в асфальте и делает пешеходные дорожки там, где их нет вовсе.
Главная идея проста — представить, какой бы могла быть российская провинция, если бы однажды на неё не махнули рукой, загнав в бесконечную долговую яму:
В России дивные, красивые города. Несмотря на трагические разрушения разных лет, повальную панельную застройку, идеологические сносы, реставрацию в стиле «евроремонт», несмотря на много чего ещё, они сохраняют неповторимое, прекрасное лицо. Представьте, если бы улицы были ухоженными… Ну, как в какой-нибудь Финляндии. Думаю, у нас чаще закрадывались бы мысли о том, что нужно беречь их, сохранять. Нам больше хотелось бы не махнуть на «всё это» рукой, а принять участие в приумножении того, что имеем вокруг. Ведь говорят, что мы любим не за то, что сделали для нас, а за то, что сделали мы.
Автор проекта «Старый новый город»
Автор
Алексею 30 лет. Он работает в архитектурном бюро. К идее «Старого нового города» Алексей начал приходить довольно давно: с первых поездок в Европу он стал замечать, что местный быт отличается от нашего.
Однако с каждой поездкой это ощущение становилось менее идеализированным:
Начинаешь замечать, что бьющая в глаза «вылизанность» наблюдается далеко не везде. Более того, с получением архитектурного образования я начал приглядываться к окружению более комплексно и обнаружил, что и с застройкой у них не всегда идеально. Современные дома, конечно, не такие одиозные, как коттеджи в Подмосковье, но очень многими из них тоже не залюбуешься. Хотя баланс по-прежнему не в нашу пользу.
Автор проекта «Старый новый город»
Для того, чтобы понять, что нужно менять, нужно обратиться к референсу — некому образцу, с оглядкой на который будешь работать.
Города Европы стали таким своеобразным референсом в проекте «Старый новый город». Тут вовсе не нужен идеализированный взгляд. Даже с осознанием, что «у них» далеко не всё так хорошо, можно увидеть какие-то общие принципы, от которых уже получится плясать. Например, постепенно приходит понимание, что в городах нужны объединяющие элементы. Это могут быть крыши одного цвета, стилистически выверенные заборы, строения одного типа. И тут осознаёшь, что для глобальных изменений требуется совсем немного. Ведь в мелочах, как правило, и заключается разруха, которой мы так недовольны.
Работа
Автор часто меняет облик городов с оглядкой на идеи нового урбанизма — направления в urban studies, подразумевающего возрождение небольших городов. Но тут не урбанистика: Алексей не занимается экономическим обоснованием, подсчётом трафика, изучением населения и его требований. В общем, «Старый новый город» обходится без углублённых теорий. Главное тут — визуальное восприятие и представление, как можно улучшить город.
Но всё-таки Алексей Новиков предлагает изменения, не требующие миллионных вложений:
Я стараюсь делать так, чтобы улучшения были максимально «бесспорными». Минимум вкусовщины, минимум проектирования и украшательства. Только то, что действительно необходимо и с чем трудно поспорить. Конечно, получается далеко не всегда. Поскольку я и сам нахожусь в процессе изучения этого вопроса, приходится пробовать, экспериментировать. И как-никак всё равно приходится вводить какие-то предложения, выходящие за рамки первой необходимости.
Автор проекта «Старый новый город»
Конечно, большую роль тут играет желание сохранить наследие. Причём не совсем в том виде, в котором его воспринимает государство:
Я начал изучать русскую материальную культуру и обнаружил там неожиданно много красоты и изобилия. Только её мало кто замечает. Либо из-за плачевного состояния, в котором у нас находятся старинные дома и улицы, либо из-за стереотипа, что у нас вообще всё по природе не так, как «у них», и нечего даже сравнивать. Теперь стояла задача понять, как мы можем обрамить наше наследие в достойную форму. Наследием я называю не только памятники архитектуры, ведь рядовая застройка деревень и городов ещё не так давно велась очень и очень достойно.
Автор проекта «Старый новый город»
Идея в чём-то схожа с «Артгородком», но с той только разницей, что «Старый новый город» предлагает восстановить имеющееся, а не строить заново.
Алексей выбирает исходные фотографии среди тех, что ему присылают подписчики. Это люди разных профессий, возраста, пола и социального статуса. Но таким образом показывается, что это важно не только для архитекторов и дизайнеров.
Дальше Алексей ищет, что в конкретном месте не так. Это может быть забор, дорога или другие элементы.
В ранних работах я стремился исправить все мелочи. Но большинство из них просто оказалось незаметным читателям. То есть часто у пейзажа наблюдается одна преобладающая тема. Изменив её, преображается всё вокруг.
Автор проекта «Старый новый город»
Восприятие
Конечно, иногда Алексей работает и с городской средой. Посмотрите, как изменилась существующая картина в Москве:
Первое, что оцениваешь — общий вид. Он стал гораздо аккуратнее. Потом начинаешь вглядываться, чтобы понять, что конкретно изменилось: исчезли провода, дом из крикливо-голубого был перекрашен в приглушённый тон. Появились кадки с деревьями, исчезли кондиционеры, портящие фасад. Инородные для этого здания белые рамы были заменены на тёмно-коричневые.
По-моему, очевидна ценность подлинных элементов оформления фасада, окон и, само собой, дверей. Сейчас тут и там можно наблюдать, как выламывают оригинальные ограждения, козырьки, лестницы, двери и окна, наличники, крыльца, заменяя их «современными материалами». Это всё равно что заменять ягоды из огорода недорогими ароматизаторами. Или как заменить произведения в картинной галерее бытовыми фотками.
Автор проекта «Старый новый город»
Особенно автору, на мой взгляд, удаются дальние планы:
И сразу всё становится аккуратным и приятным глазу.
Конечно, восприятие дальних планов — это одно. Другое дело, когда смотришь на здания и окружающую его обстановку вблизи. Будет ли там всё так же аккуратно? Выглядят ли эти обаятельные деревянные заборчики такими же аккуратными и такими же обаятельными, если подойти к ним?
Можно задать вопросы и относительно экономической целесообразности прятать провода под землю и строить ровные столбы. Но, во-первых, почему «у них» со столбами всё окей, а у нас — кромешных ужас. А во-вторых — сама концепция проекта:
Эти картинки — это не проектные работы и даже не предпроектные предложения. Я не утверждаю, что в данном конкретном месте всё должно выглядеть вот именно так. Я просто беру типичную картину и стараюсь показать, как она могла бы быть типичной по-другому.
Автор проекта «Старый новый город»
Типичная Россия
Представьте: вы приезжаете в российскую провинцию. И вместо горького окружения российской действительности, где дорогу чинили в последний раз никогда, а дома наклонились от ветхой заброшенности, вы видите аккуратные проезды. По ним можно проехать без страха оставить всю подвеску.
По бокам от дороги вы не видите мусор. И не из-за того, что народ у нас внезапно стал очень правильным, а потому, что никому даже в голову не приходит выбросить обёртку, бутылку или пакет, находясь в этой аккуратной обстановке.
Да и как-то даже «горькая российская действительность» — это не про это место. За этим местом следят, его любят.
Невольно вспоминаешь о теории разбитых окон: в место, за которым следят, не будут привносить хаос. Но как только появляется что-то вроде разбитого окна, место начинают уничтожать.
Среда обитания очень сильно влияет на желание делать что-то созидательное, на продуктивность труда и в конечном счёте качество жизни. Хочется показать, что для её улучшения не нужны «дворцы», не нужно кардинально перестраивать города, что в простоте есть красота, в красоте — ум, в уме — статус, а в статусе — любовь.
Автор проекта «Старый новый город»
И таким образом станет ясно, что нет той России, которую мы не заслужили. Есть та страна, которую делаем мы сами. И воплощение идей «Старого нового города» в наших руках.