Технология есть, но базы нет: AirPods Max, AirPods Pro и HomePod не поддерживают Apple Music Lossless
Зачем тогда это всё?
Вчера, 17 мая, Apple анонсировала крупные изменения в своём музыкальном стриминговом сервисе Apple Music. В июне в сервисе появится пространственный звук и аудио без потери качества:
В тексте, где я рассказываю об этой технологии, я задался вопросом: как будет осуществляться поддержка всего этого «лосслесса» на современных устройствах Apple, если качества выше AAC они не способны дать? Ответ не заставил себя долго ждать. Издание T3 поинтересовалось, какие современные наушники Apple поддерживают Apple Lossless. Ответ всех поразил:
То есть ни AirPods Max, ни AirPods Pro, ни любые beats не будут играть музыку без потери качества. Мало того, ни HomePod, ни HomePod mini не поддерживают упоминаемый Lossless. Даже если всё это будет работать по проводу.
При этом все нормально восприняли информацию, что Hi-Res Lossless работает на айфоне только через специальные устройства:
Обратите внимание: для воспроизведения Hi‑Res Lossless необходимо внешнее оборудование, например аудиоконвертер USB, преобразующий цифровой звук в аналоговый.
Это означает, что Hi-Res можно будет слушать исключительно по проводам. Но почему таких уточнений не было насчёт обычного Lossless?
А теперь расшифруй
С начала нулевых Apple поддерживает два музыкальных кодека: AAC и ALAC. Первый стал аналогом mp3, его многие называют проприетарным, хотя к Apple он имеет только одно отношение: компания выбрала его как основной кодек для своих музыкальных файлов. А в списке создателей значатся такие компании, как Dolby, Microsoft, Nokia, Sony и LG. Apple в список создателей не входила.
AAC относительно лёгкий и выдаёт приемлемое качество. Многим кажется, что он ограничен битрейтом в 256 кбит/с, но на деле это не так: в стерео максимальный битрейт AAC составляет 529 кбит/с — это значительно выше параметров aptX, максимальный битрейт в стерео которого составляет 384 кбит/с. Особенно этот кодек эффективен с VBR, то есть с переменным битрейтом.
Второй кодек — ALAC. К Apple он имеет уже непосредственное отношение. Этот кодек разрабатывался в недрах компании с начала нулевых. Несмотря на отличимый от CD битрейт, он позволяет передавать качество музыки без потерь. Тут можно сослаться на слова самой Apple: трек в качестве 256 кбит/с весом 6 МБ в Lossless-варианте весит 36 МБ. Это означает, что в файле поместится больше информации и не будут сдавлены низы и обрезаны верхи — именно так многие аудиофилы выделяют особенности звучания сжатых форматов.
Оба кодека загнаны в идентичный контейнер — .m4a. Несмотря на этот факт, это разные кодеки, не имеющие друг к другу никакого отношения. Для их воспроизведения или отправки по Bluetooth требуются разные инструменты. На данный момент ширина канала этого беспроводного соединения недостаточна для воспроизведения Lossless-форматов.
Вот тут мы сталкиваемся с главной проблемой.
Передача файлов по Bluetooth
У Apple нет технологии передачи собственного Lossless-формата ALAC в беспроводные наушники. И тем более странно, что полгода назад компания выпустила хорошо звучащие, но очень дорогие AirPods Max.
Всё, что есть у Apple, — кодек AAC, который, как я сказал выше, связан с ALAC лишь контейнером.
И с комментарием компании, который был дан изданию T3, у меня возник в голове диссонанс: а зачем тогда нужен этот самый Lossless?
Зачем?
Удивительно, что этот вопрос я задаю, сидя за столом, на котором стоит макбук. К этому макбуку подключена звуковая карта Motu M2. К ней — мониторы PreSonus.
Нередко к макбуку я подключаю свой гитарный процессор Line 6 Helix HX, к которому тянутся магнитопланарные наушники Audeze LCD-1.
Затем я решаю отдохнуть и включаю Apple TV, подключённую к телевизору. Звук оттуда идёт из неплохой полочной акустики по S/PDIF. Или же говорю Siri, чтобы она запустила мой Flow в Deezer на HomePod — музыкальный стриминговый сервис, на который я подписан.
С утра иду на работу. По пути я слушаю музыку через Huawei FreeBuds Pro. А в студии, если никого нет, включаю музыку на акустике Sonos.
Как видите, мой сценарий использования не подразумевает много мобильного прослушивания музыки. Тут, конечно, в дело вмешиваются два свежеприобретённых (читай: взятых со студии) HomePod. Но в остальных случаях я слушаю музыку через мониторы и полочную акустику.
Если бы я был пользователем Apple Music, то я мог бы все устройства завязать на этот стриминговый сервис, довольствуясь высоким качеством звука там, где это возможно.
С другой стороны, поддержка ALAC могла бы хоть как-то оправдать дорогие AirPods Max. А сейчас у нас есть очень дорогие наушники и какая-то технология. В теории AAC способен выдавать битрейт 529 кбит/c. А это спокойно даст фору aptX, aptX HD и даже LDAC, который на большинстве Android-смартфонов не выдаёт больше 330 кбит/с. И я предполагаю, что теперь качество в Apple Music будет именно таким для большинства треков.
Но всё-таки главная фишка нынешнего апдейта Apple Music, судя по всему, заключается в пространственном аудио. Может быть, скоро Apple выкатит новый алгоритм сжатия, который позволит ALAC достойно работать с каким-то из продуктов компании. Но пока это решение выглядит очень странным даже с учётом того, что стриминг музыки используется не только на ходу.