Что послушать: Pearl Jam, Childish Gambino, Dua Lipa, Nine Inch Nails и Little Dragon
И другие интересные релизы этой недели.
Кажется, скоро мы все будем безвылазно сидеть дома. У людей появится очень много свободного времени, которое они не тратят, например, на работу. А это значит, что можно переслушать все те альбомы, о которых я рассказываю в своих подборках.
Childish Gambino — 3.15.20
Четвёртый альбом музыкального альтер-эго актёра Дональда Гловера («Сообщество», «Атланта», «Марсианин», «Хан Соло»). Пару лет назад он взорвал музыкальную индустрию своим внеальбомным синглом This Is America, а сейчас внезапно разразился новым лонгплеем. И когда он только всё успевает?
Название альбома объясняется очень просто: это дата, 15 марта 2020 года — в этот день пластинка впервые появилась в интернете. Название песен — тайм-код, когда они начинаются. Никаких других смыслов. Но это очень чёткий намёк, что альбом надо слушать полностью.
3.15.20 записывался на протяжении нескольких последних лет. Не знаю, задавал ли кто-то вопрос Гловеру, что это такое: неудачные синглы, не вошедшие в предыдущие три альбома, или же песни, записанные именно для этого лонгплея.
Несмотря на то, что такие вопросы вообще возникают, новый альбом Гловера удивительно попал в точку и стал очень актуальным. В альбоме 3.15.20 Дональд рассказывает про то, как опасно общество и как ценна индивидуальность. Конечно, вспышку коронавируса было невозможно предсказать, а мои слова можно списать на чудеса интерпретации, но всё-таки удивительно, как порой некоторые вещи становятся актуальными.
Альбом звучит именно как самостоятельная вещь. Но тут надо учитывать одно: если вы знаете Гловера по This Is America, то 3.15.20 станет для вас вообще другим слушательским опытом. Рэпа тут практически нет. Тут есть фанк, соул, госпел — стилистически близкие друг к другу жанры. Иногда Дональд всё-таки уходит зачитывать рэп, но за 57 минут это случается довольно редко. Именно к такому звучанию с 2016 года и стремился проект Childish Gambino — к калейдоскопу разных жанров. И даже та самая This Is America, ставшая гимном злобы на расизм, тоже была калейдоскопом. Просто звучала иначе.
Pearl Jam — Gigaton
Классики гранжа, заложившие наравне с Nirvana и Soundgarden основы этого жанра, выпустили свой одиннадцатый альбом. Гранжем это назвать сложно, но Pearl Jam всё ещё узнаваемы. И дело не только в вокале Эдди Веддера.
Этот альбом хвалят. Хвалят за злость, которую ни Веддер, ни участники не растеряли за тридцать лет существования группы. Хвалят за эксперименты со звуком. Хвалят за взрослое звучание современного гранжа, иконами которого стали PJ.
Но альбом вышел не слишком своевременно. Больша́я его часть посвящена Трампу и непрекращающейся череде его ошибок, которые ведут американский мир к саморазрушению. Я говорю о несвоевременности из-за того, что все оппозиционные вещи вышли, кажется, в 2017–2018 гг., когда Трамп только стал президентом США. И тогда высказывание PJ было бы более заметным, чем в последний год президентства этого сумасбродного персонажа.
Gigaton надо слушать громко, не в наушниках — так вы просто его не поймёте, он будет плоским и совсем вас не раскачает. А тут есть чему качать. Quick Escape, например, — один из главных боевиков этого альбома.
Gigaton стал первым альбомом почти за 15 лет, где песни писал не только фронтмен группы Эдди Веддер. Судя по всему, такой подход привёл к значительному успеху. Послушайте альбом с оглядкой на список авторов — типично веддеровские вещи грамотно перемешиваются с песнями, написанными другими участниками группы. А Seven O’Clock вообще была общим творением, выросшим из одного джема.
Выходит, что Gigaton стал первым за долгое время альбомом Pearl Jam, который направил группу на совместное творчество. А тут уже неважно, насколько своевременной является эта работа.
Dua Lipa — Future Nostalgia
Альбом поп-дивы утёк в сеть раньше срока. То ли из-за этого, то ли из-за коронавируса вместо возмущения певица приняла ситуацию и сдвинула релиз. Но не на «когда-то на потом», как это принято сейчас делать, а на неделю раньше обозначенного срока.
Второй альбом делать сложно. Есть даже такая штука в среде музыкантов, как «синдром второго альбома». Обычно он появляется у успешных артистов. А дебютный альбом Дуа Липы очень хвалили критики. Казалось бы, достаточно было просто придерживаться того же сценария и сделать идентичную работу — её примут.
Но нет. Дуа Липа решила, что стоит изобрести поп-музыку заново. Сменился подход к музыке. Future Nostalgia — это много танцевальных вещей, нанизанных на фанковый бас с пластичным обнажённым грувом. Новая Липа отличается от самой себя образца 2017 года. И это круто.
Тут вы услышите отсылки к Jamiroquai, La Roux времён Trouble In Paradise, а также той Кайли Миноуг, которую можно было услышать на дискотеках в нулевых. Future Nostalgia одновременно играет на ностальгии и создаёт что-то новое. Вероятно, именно поэтому альбом именно так и называется.
Little Dragon — New Me, Same Us
Шестой студийный альбом подопечных электронного лейбла Ninja Tune иллюстрирует, каким обаянием может обладать музыка.
Иногда этих ребят записывают в трип-хоп. Жанр, который придумали в конце 1980-х гг. и убили в 2010 году участники Massive Attack, в новой работе Little Dragon найти невозможно.
На New Me, Same Us есть и танцевальные вещи, и лиричные. Они могут звучать благозвучно, а могут противоречиво.
С новым альбомом Little Dragon звучит очень узнаваемо, но его нельзя назвать вторичным. New Me, Same Us вышел гораздо интереснее прошлого альбома.
Релизы в несколько строк
Ещё несколько пластинок, также вышедших на этой неделе.
Nine Inch Nails — Ghosts V: Together и Ghosts VI: Locusts
Продолжение серии Ghosts, которую Трент Резнор ведёт вместе с Аттикусом Россом ведёт с 2008 года. Только инструментальные вещи без акцента на том пост-индастриале, за который мы так любим NIИ.
И вторая часть:
Ben l’Oncle Soul — Addicted to You
Бенджамин Дутерд, начавший с жизнерадостного соула, выпустил лиричную и даже в чём-то грустную вещь. Есть и совсем неожиданный ударный фит с мастодонтами французского хип-хопа IAM.
Sorry — 925
Много диссонансов, акценты на эстетике 80-х и два разных голоса, делающих странную и не всем понятную музыку.
Joyner Lucas — ADHD
Главное в этом релизе — тексты. Музыка не так важна. В I Lied я слышу много отсылок к Till I Die — треку Machine Gun Kelly.
Дико пробивной флоу, вызывающий у слушателя недоумение: ты там вообще дышишь?
Milk Teeth — Milk Teeth
Гитарный рок, по которому скучает так много людей. Быстро, драйвово, ближе даже к панку, но с гораздо более внятными гитарными партиями.
Nicolas Jaar — Cenizas
Культовое имя эмбиент-сцены. Мрак альбома звучит созвучно с примирением с приближающимся апокалипсисом.
Avishai Cohen — Big Vicious
В джазовом мире есть два Авишая Коэна. Один играет на контрабасе, а второй — на трубе. Вот этот альбом как раз второго парня. Пронзительная труба, а также кавер на, пожалуй, самую известную песню Massive Attack — Teardrop.
А какие альбомы этой недели зашли вам? Делитесь своими мыслями в комментариях.