Ваня Чебанов, iMac Pro, оркестр, музыка — Wylsacom
28 апреля 2018 Комментировать 852

Ваня Чебанов, iMac Pro, оркестр, музыка

Где-то год назад мне посчастливилось подготовить очень интересный материал, посвященный работе настоящего музыканта с MacBook Pro — я еще тогда работал на mobile-review.com, почитать статью можете там. Вкратце, идея такая, многие хаяли Touch Bar в новых MacBook Pro, говорили, что это ненужная игрушка — я же увидел, что может делать музыкант, работая с Touch Bar и Logic Pro X, программой для создания музыки. Сенсорная панель открылась для меня с новой стороны, Ваня Чебанов рассказал, что Touch Bar способен заменить несколько «железок», позволяет с удобством работать не только в студии, но и на выезде, прост и понятен для освоения. В общем, я тогда лишний раз понял, зачем у MacBook есть приставка Pro. И вот, прошел год, и мы снова встретились с Ваней Чебановым. Вместо MacBook Pro в студии стоит iMac Pro и с помощью этого супер-компьютера будем записывать симфонический оркестр, разговаривать о музыке и жизни, нам поможет композитор Саша Найман. Полетели.

Оркестр

В маленькой студии мы расположились вместе с Ваней и Сашей, вокруг Вани кружит видеограф, мой товарищ Сергей что-то подсказывает про iMac Pro и записывает беседу на диктофон. Беседа получается рваная, потому что мы все интересуемся очень многими вещами и мысли скачут как мячик для пинг-понга. И еще мы все немного волнуемся. Я вижу на Ване парку Arctic Explorer, российский бренд, говорят, неплохой — интересуюсь, как оно, Ваня говорит отлично (беседуем в феврале, альбом вышел в конце апреля). Саша бегает из студии к оркестру, я пытаюсь как-то в голове скомпоновать будущий материал, получается с большим трудом. В центре всего — черный iMac Pro, опутанный проводами, как голова профессора Доуэля, разобраться в логике «сетапа» может только Саша.

В огромном зале за окном студии репетирует симфонический оркестр. Как и в кино, для идеальной записи еще предстоит сделать несколько прогонов, нужна слаженная работа музыкантов и техники. Про технику: в зале хитро расположены шесть микрофонов, два из них подключены к карте Apollo twin. Ещё четыре – к преампу Universal Audio 4-710d. Он через ADAT соединённ с Apollo twin, подключенной к iMac Pro через адаптеры с Thunderbolt 3 на Thunderbolt 2. Конфигурацию Саша придумал сам, чтобы понять, как работает Apollo twin + ADAT Universal Audio 4-710d. По его мнению, преамп отлично красит звук. Запись будет происходить буквально в режиме онлайн, в программе Logic Pro X Саша будет видеть, насколько все правильно, тут же сможет быстро прослушать полученный материал.

Запись

Вообще, зачем тут симфонический оркестр, весь этот адский сетап и прочие усложнения? Напомню, что мы тут собрались записать кусочек для нового трека Вани Чебанова и, если вы не знаете этого артиста — знакомьтесь, Ваня очень крутой, его любит и публика, и коллеги из Apple Music. Качественная музыка, хорошая обвязка, я сейчас и про социальные сети, и про клипы, и про концерты, красивая пара — свадьба Дарьи Шашиной и Вани произошла не так давно. По словам Вани, после двух удачных EP пришло время выпустить первый полноценный альбом и вот мы здесь. Я спрашиваю Ваню, почему скрипки, он отвечает: «В песне была яма, я не понимал, что надо сделать. Была мысль даже использовать тут рэп, я общался с Мотом, с менеджером Федука, но времени ни у кого не нашлось. Окей, я тогда сам взял и попробовал прочитать текст. Пока читал, подумал, а почему бы не добавить сюда оркестровую партию?!» Творческий процесс устроен весьма занятно.

Ноты

Ну а потом Ваня и Саша придумали партию скрипок, записали эту партию на электронных скрипках прямо в студии, затем перевели в ноты для оркестра и во всем этом помогла связка Logic Pro X и iMac Pro. По словам Саши, подготовка партитуры для оркестра — та еще головная боль, но iMac Pro эту головную боль лечит круче экседрина: экран огромный, программа удобная, производительности хватает с лихвой, для любых задач. Саша показывает, как он ловко работает с нотами а я думаю, как не пошел в детстве в музыкальную школу, хотя мог бы пойти.

А если синтезировать?

Мы не могли не спросить, а зачем столько сложностей, ведь можно просто взять и синтезировать скрипки? Саша Найман говорит: «Это как с виниловой пластинкой, возьми какой-нибудь хорошо знакомый трек, послушай его в MP3 а потом послушай пластинку — разница будет понятна моментально даже для тех, кому медведь на ухо наступил. Ну а еще нельзя заменить сэмплированными скрипками настроение, шероховатости, получающиеся у музыкантов — живой звук всегда воспринимается лучше. Поэтому, если есть возможность заморочиться, лучше заморочиться».

iMac Pro

Многие не совсем понимают, зачем в Apple сделали iMac Pro, кто-то ошибочно считает, что это просто компьютер чуть мощней обычного, кто-то полагает, что у iMac Pro есть конкуренты (нет), кто-то вообще обращает внимание лишь на брутальный окрас моноблока. В реальности же iMac Pro нам на студии помог сократить время для подготовки видео чуть ли не в три раза, ролики рендерятся быстрее, быстрее их отсматриваем, быстрее выпускаем, быстрее монтируем. Мы в Wylsacom Media профессионально работаем с видео. Саша Найман и Ваня Чебанов профессионально работают с музыкой и вот что говорит Ваня: «Сейчас те возможности, что дает iMac Pro, позволяют очень быстро и очень правильно решать самые разные творческие задачи, для меня это настоящий подарок. В проекте ведь бывает куча дорожек, процессоры обычных компьютеров с такими объемами не справляются. Когда у компьютера не хватает ресурсов, тебе нужно делать уровень задержки меньше, чтобы у тебя была запись ближе к нулю времени. Грубо говоря, чтобы писалось так же, как слышится. Чем у тебя больше задержка, тем больше ты разгружаешь процессор. Когда у тебя мощный процессор, неважно, как сильно проект загружен плагинами, эффектами, сколько ты пишешь каналов одновременно. Ты можешь поставить самую минимальную задержку и не переключаться».

Если попытаться объяснить на пальцах, то на iMac Pro музыкант может моментально формировать свой трек с любыми усложнениями, слушать материал, что-то оставлять, что-то отбрасывать — и все это без задержек! Трек с партией скрипок будет называться «Иди за мной» и я вижу его на экране в виде проекта — как и в случае с нашими видео в Final Cut, понимаю, что Ваня добавил всего изрядно, «колбаса» испещрена какими-то вставками, добавками, плагинами, присыпками, а сейчас еще и оркестр добавим. Ну, полетели!

Партия скрипок

В зале у оркестра последние приготовления, Саша занял место за компьютером и отдает команды. Я же лезу со всякими глупыми вопросами. Запись будет идти в формате AIFF, в оркестре 68 инструментов (РЕАЛЬНО СКОЛЬКО БЫЛО ИНСТРУМЕНТОВ??), чем лучше запись сейчас, тем лучше потом «мастер» для iTunes и других сервисов, Ваня говорит, что есть желание выпустить альбом на физическом носителе, но пока непонятно, каком именно. Винил, кассета, диск? Продажи винила сейчас на взлете, на Горбушке снова появляются кассеты, ну а диски можно доставать из чулана — правда, еще бы и систему под это все собрать в свободное время. Саша командует о начале записи, мы слышим шуршание нот, дирижер взмахивает палочкой и дальше начинается волшебство. У живой музыки своя магия, моментально улетают из головы всякие заботы, переключаешься, не смотришь на вибрирующий айфон, сами понимаете.

Где-то после седьмого или восьмого раза Саша, улыбаясь, рапортует — получилось, все свободны. Музыканты убирают инструменты, мы продолжаем общаться.

Эбби-Роуд у меня дома

Вдруг кто не знает, Эбби-Роуд — это та самая студия звукозаписи в Лондоне, где создавали свои альбомы The Beatles и многие другие важные для планеты музыканты. Я не слушаю «Битлз», но слушаю Oasis, Radiohead, Pink Floyd, вот все они были там. На студию пытался попасть два раза, так и не попал, то толпа туристов, то закрыто. Ваня говорит, что c компьютером, подобным iMac Pro и небольшим количеством дополнительного оборудования вполне можно сделать Эбби-Роуд на дому, главное позаботиться о шумоизоляции: «Сейчас для создания музыки необходимы очень серьезные вычислительные ресурсы, вот есть в треке сотня дорожек, а еще я накидываю плагины, при сведении добавляется эквалайзер и много чего еще. Раньше было как, я готовил партию, выгонял ее в WAV, вырубал плагины, слушал, потом следующую и так до бесконечности. Все для того, чтобы разгрузить ресурсы компьютера. То есть это не творчество а какое-то страдание, когда ты не про музыку думаешь а смотришь, как у тебя процессор загружен. И тут вот появляется iMac Pro, когда ты можешь на 120 дорожек кинуть по три-четыре эффекта на каждую, спокойно слушать, редактировать, работать, кайфовать — а о полной загрузке процессора речь даже не идет!»

Logic Pro X

Про новые возможности Logic Pro X рассказывает Ваня: «Понравилась интересная функция, называется Smart Tempo, работает так: Саша что-то наиграл на гитаре в определенном темпе, а для песни нужно на три или четыре единицы быстрее, потому что я голос записал в другом темпе. Берем две дорожки, включаем Smart Tempo, происходит синхронизация. И вот представь, что идет запись живьем, ошибки неизбежны, а Smart Tempo все это исправляет, подгоняет — и в качестве референса можно даже использовать хлопки ладонями. Раньше приходилось тратить миллион часов на чистку, был геморрой с барабанами, теперь же просто кайф».

Наблюдая за ребятами ощущаешь себя как в кабине космического корабля. Буквально за минуты Ваня что-то накручивает в проекте и ставший уже знакомым трек играет иначе, меняет тональность. Саша Найман продолжает: «Я вчера готовил партию, четыре инструмента скрипки – первая, вторая скрипка, альт и виолончель. По-хорошему, раньше нужно было создать четыре отдельных дорожки, четыре инструмента, чтобы звучало по-разному, потому что каждый инструмент, каждая скрипка имеют свой тембр, свой звук. Теперь в Logic Pro X появились студия Strings и студия Horns. Студия Strings дает тебе возможность сразу в одной миди-дорожке сыграть четыре ноты, а он тембрально раскладывает сразу на виолончель, на альт и на первую и вторую скрипку. То есть не нужно создавать четыре дорожки — для самостоятельного творчества это очень круто».

Энергия

Но Саша не любит сэмплированные инструменты: «Я представитель живой музыки и меня интересует энергия, что будет в музыке. Например, вот сегодня я собрал оркестр из тридцати человек скрипичной группы. Когда у тебя энергия тридцати человек, ты начинаешь понимать, где жизнь. Если бы я это делал на iMac Pro, в Logic Pro X, энергия была бы совершенно иной, поверь — увы, но синтезированные инструменты не заменят живых людей».

Ваня вместе с коллегой делают несколько заключительных фотографий, Саша рассказывает о том, насколько круто iMac Pro подходит для его музыкальных экспериментов: «Вот смотри, просто есть звук, пииииии, и я занимаюсь тем, что накручиваю синус, мне интересно крутить бас, мне интересно крутить гитару, и я всего этого добиваюсь с помощью волны. Из этого пиииии я могу сделать что угодно! Если интересно, делаю это в программе BitWig, в паре с iMac Pro работает все идеально и тут для творчества все условия. Ведь тут снова все дело в производительности. Я давно уже занялся синусом, то есть накручивал всякие звуки, гитару разворачивал, скрипки разворачивал, симфонический оркестр, пытался с ним что-то делать. А здесь у меня открылось совершенно другое чутье, и я просто начал заниматься волнами. Сейчас мне очень интересна эта квантовая физика. Суть в том, что не нужно пользоваться никакими библиотеками, ты сам можешь сделать звук, какой ты хочешь, который у тебя в голове рождается. Пример такой музыки — deadmau5. Ну а в iTunes можно качнуть то, что делаю я».

Потихоньку начинаем чувствовать себя лишними в студии, ребята посматривают на экран компьютера, мы чувствуем, что им не терпится приступить — видимо, добавить скрипки в трек, послушать, прикинуть. Я думаю, что наше время чудесно для всякого творчества — никуда не делись классические инструменты, но появились и сверхновые, как черное чудо на столе, опутанное проводами.

Альбом

И вот, наступил тот час, когда все эти разговоры остались лишь историей — новый альбом Вани Чебанова появился в iTunes, его легко добавить в Apple Music, первая песня «Иди за мной» и здесь вы можете послушать ту самую партию.

Мне кажется, получилось здорово. Обложку к альбому Ваня нарисовал на iPad Pro, черный iMac Pro оставили Саше Найману для его экспериментов с музыкой (мне кажется, Саша его не отдаст даже под дулом пистолета) кстати, подписывайтесь на его инстаграм, там есть ссылки на альбомы. Ну а мы продолжим искать в жизни интересное и рассказывать как положено, храни нас всех Бог.