Два дня с MacBook Air на M1: опасения оправданы?
Спойлер: нет.
Когда Apple только провела презентацию новых маков на собственной системе-на-чипе, стало понятно, что эти самые макбуки мало интересны: кроме M1 и изменений, вызванных ею, эти компьютеры ничем не отличаются от предыдущих моделей. Возьмём для примера вам два MacBook Air: 2018 года и на M1. Вот главные внешние отличия:
Сразу на презентации рассказали, что главным новшеством стала именно эта система-на-чипе. Собственно, новые маки являются лишь мулами, способными продемонстрировать, как работает М1.
До сих пор я испытывал очень сильные сомнения относительно компьютеров на M1. Эти сомнения я описал в тексте, который был написан на следующий день после презентации:
В том тексте я задал вопросы: как новые макбуки будут работать на старте? Всё-таки прошлая смена архитектур, когда Apple перешла с PowerPC на x86, была довольно болезненной. Да и сильно смущали меня письма разработчиков, которые я получаю последние несколько лет: «Не обновляйтесь на новую macOS, — говорят они в этих письмах, — у нас ещё ничего не готово!»
Оставим тот факт, что каждый год выход новых «макосей» становится чем-то крайне неожиданным. Это можно разве что сопоставить с нашими коммунальщиками, которые, кажется, каждый год впервые в жизни видят снег и не знают, что с ним делать. Хотя признаюсь: факт неподготовленного софта меня тоже очень смущал.
Прибавим к этому то, что Microsoft тоже пытается в компьютеры с ARM. Но пока не выходит:
В общем, я боялся, что потеряю отличную рабочую станцию с переходом на M1. К мощности вопросов не было совсем. Они были к софту.
С этим опасением я взял MacBook Air и провёл с ним два дня. Этот текст я также пишу на нём.
Мой бэкграунд: у меня есть MacBook Air 2018 года, который я использую в командировках, поездках на малую родину, а также просто как выездной компьютер для встреч и коротких поездок, когда понимаю, что мне нужно будет работать.
Дома же у меня пятнадцатидюймовый MacBook Pro 2015 года с MagSafe. Там самое топовое железо тех лет, но вот только оно уже слегка устарело. И периодически компьютер на простейших задачах начинает взлетать от кулеров.
Тут сразу дисклеймер: мы задержались. Компьютеры три недели продаются в США, а в свободном доступе уже две недели. Поэтому я принял решение отказаться от тестов: зачем проводить работу, которую уже кто-то сделал? Если вам нужны циферки бенчмарков, то лучше за ними обратиться в другой текст или какое-нибудь видео. Или посмотреть очень хороший видос наших коллег из Rozetked:
Также с этими циферками есть проблема: я не знаю, как их применять в реальной жизни. Что мне даст производительность одного или нескольких ядер в цифрах? Я, как и большинство пользователей, не умею экстраполировать эти данные в реальную жизнь. Ну… Одна цифра больше другой. Окей.
Поэтому сейчас я пишу максимально субъективный текст. В нём я в первую очередь пытаюсь для себя ответить на вопрос: возможно ли сейчас спокойно перейти с Intel на M1? Насколько это будет больно?
Мне интересны несколько моментов: как новый Air справляется с выполнением моих повседневных задач? Но ответ на этот вопрос может быть интересен и вам, поскольку какие-то вещи делает если не каждый человек, то множество из нас.
Поэтому в этом тексте вы узнаете, как работает Rosetta 2, как работает Logic Pro и сторонние музыкальные плагины VST и VSTi, как работают полноценные игры (пусть у меня и специфичный вкус на них) на новом Air, а также как работает через Rosetta 2 Photoshop. Ну потому что это тот софт, которым я пользуюсь постоянно.
Rosetta 2
По каким-то причинам переводчик Rosetta 2 не установлен по умолчанию на новых маках. Вероятно, кто-то в Apple посчитал, что некоторым пользователям будет достаточно собственных приложений компаний, точно адаптированных под новую архитектуру.
Но, скорее всего, вам придётся установить Rosetta 2 — это переводчик/эмулятор, который переводит код, написанный под x86, в ARM. Вот, например, у меня появилось такое окошко при установке Telegram:
Нажимаешь на «Установить» и через пять секунд всё готово. Я даже понять ничего не успел. Собственно, это последний случай, когда вы заметите, что каким-то образом контактируете с Rosetta 2.
Запуск неадаптированных приложений происходит без каких-либо уведомлений. Всё работает плавно и чётко. За исключением некоторых приложений, которые не входят в мой рабочий спектр. Люди жалуются, что не работает Docker. Проверил — действительно не работает:
Вот список приложений, которые я установил через Rosetta 2:
- Telegram;
- Эмулятор гитарных эффектов Native Instruments Guitar Rig 5;
- Синтезатор Native Instruments Massive;
- Плагин для обработки звука iZotope Vinyl;
- ПО для создания цепочки эффектов HX Edit в гитарных процессорах Line 6;
- Steam;
- Photoshop.
Подчеркну, что все эти приложения рассчитаны под Intel, под ARM они пока не переписывались, то есть всё запускается через Rosetta 2.
Telegram работает без проблем, он у меня постоянно включён. Вылетел один раз, но с чем это было связано, мне неизвестно, поэтому винить в этом Rosetta 2 необъективно.
Игры
Честно говоря, я ни разу не видел, чтобы кто-то что-то писал про игры на M1. Вероятно, дело в том, что маки и игры — такое себе сочетание. Достаточно открыть раздел с играми для этой оси в «Стиме». Если у вас есть такая возможность, то сделайте это. Вот, например, на главной раздела стоит Team Fortress 2:
И вот сам Steam стал главной проблемой для M1. Его интерфейс лагает, видео в нём воспроизводится с каким-то невозможным для просмотра количеством кадров. Прокрутка идёт резкими скачками, плавности нет вообще. Собственно, это единственная проблема с тем софтом, который я использую.
Зато вот градостроительный симулятор Cities: Skylines, купленный именно в нём, работает без каких-либо проблем на полном разрешении экрана. А это, на минуточку, 2560 × 1600 пикселей (именно поэтому залью гифку с разрешением 800 × 500)!
Тут, конечно, можно возразить, мол, Cities: Skylines — игра древняя. Да и что я вообще за извращенец такой — разве кто проверяет работоспособность компьютера в подобных играх? Но я тут пишу всё-таки очень субъективный обзор, так что прошу простить.
Интереса ради запустил Dirt 4 и улетел в нём на пару часов — захватило! При разрешении 1920 × 1200 и средних настройках графики MacBook Air выдаёт плавную картинку. Если увеличить разрешение до 100 %, то случаются краткие и редкие просадки, но фреймрейт всё равно приятен глазу.
В этот момент компьютер довольно сильно нагрелся, но просадки в кадрах из-за температуры я не заметил. Интересно, как себя покажет в этом деле стартовый MacBook Pro 13, где есть кулер?
Справедливости ради скажу, что мы запустили эту игру на стартовом 27-дюймовом iMac с Radeon 570X и тут даже с разрешением в 4К можно было играть на средних настройках графики со стабильно высоким фреймрейтом, близким к 60 fps (Count It, подсчитывающий fps, у нас в Dirt 4 не запустился ни на Intel, ни на Apple M1).
Музыка
Некоторые наши постоянные читатели могли заметить, что я слегка музыкант. О своих пристрастиях я рассказывал в этом лонгриде:
Задолго до презентации Apple M1 было понятно, что главное музыкальное ПО на macOS будет работать без проблем, поскольку его делает сама Apple. Это Logic Pro. Собственно, ситуация показала, что так и есть.
Но вот проблема: Logic Pro сам по себе полезен, но только до тех пор, пока вы ограничиваетесь настоящими инструментами. Если вам потребуются софтовые инструменты, то лучше обратитесь к решениям сторонних разработчиков. Не могу сказать ничего плохого про синтезаторы, например, которые делает Apple, но ничего хорошего тоже. Хотя в одном из глобальных апдейтов Apple значительно подвинулась вперёд к отказу от сторонних решений:
Но я привык к Native Instruments. Решения этой компании я открыл для себя ещё в те времена, когда сидел на Windows. В общем, мне было страшно, что сторонние плагины не будут запускаться. И что я получил?
Guitar Rig 5 работает без проблем, я, правда, использовал его не Standalone, а как часть цепочки эффектов в Logic Pro. Также хорошо в секвенсоре работает Massive. Его я запускал и отдельно от Logic Pro, он работал без каких-либо проблем.
iZotope Vinyl не являются частью хоть одного моего музыкального тракта, но он стал иллюстратором работы VST-плагинов. Запустился без проблем и в режиме онлайн выполнял свою работу как положено.
Line 6 HX Edit работает на этом макбуке с помощью Rosetta 2 стабильнее, чем на пятнадцатидюймовом MacBook Pro 2015 года — всё очень плавно, все эффекты гитарного процессора отображаются как надо, их смена идёт без задержек.
Все три моих аудиоинтерфейса работают без нареканий как в соло-режиме, так и в режиме агрегатного устройства. Это Motu M2, а также два продукта Line 6 — HX Stomp и POD HD500X. Ещё я без проблем играл на midi-клавиатуре Akai MPK mini. Это приятно, поскольку год назад в macOS Catalina компания отключила USB 1.1, из-за чего мне пришлось отказаться от своей старой аудиокарты Focusrite.
Photoshop
Он работает через Rosetta 2. Каких-либо проблем в работе найти не удалось. Где-то М1 справляется быстрее iMac, где-то — медленнее. В целом какие-то простейшие задачи компьютер отрабатывает быстро, дискомфорта в них я не испытываю.
Вот, например, я импортирую в Photoshop несколько RAW-файлов и 3D-маску, а также применяю тяжёлый для процессора эффект:
Я проверял производительность именно в таких решениях, ориентируясь на мнение друга-фотографа, который не понимает, что делать с видео, где на PSD-файлах отключают и включают тот или иной слой.
Итог
Apple точно перейдёт на ARM. Уже сейчас видно, что это не какие-то там заигрывания, а вполне себе действенное и правильное решение. Я повторю свою мысль из текста, написанного на прошлой неделе:
Я тут задумался, почему Apple выпустила новые макбуки в старом дизайне, нарочито сделав их максимально схожими со старыми устройствами. И нашёл три возможные причины:
1. Разработка дешевле, то есть больше денег может пойти в отдел, занимающийся созданием систем-на-чипе M1 и её преемников;
2. Для Apple был важным тот факт, чтобы люди, включая журналистов и блогеров, обращали внимание на производительность новых компьютеров, не отвлекаясь на новый дизайн устройств, которому были бы посвящены большие пласты текстов;
3. Apple важно показать, что новая система-на-чипе M1 создана для макбуков гораздо в большей степени, нежели процессоры Intel: без кулера они работают тише и быстрее, а если в устройстве есть кулер, то он точно такой же, как в старом макбуке, но работает значительно лучше. Решения Intel в этом плане выглядят устаревшими и очень далёкими от совершенства. Чего точно нельзя сказать об Apple M1.
Попользовавшись MacBook Air на M1, я стал ещё более уверенным в собственных словах: да, всё так, как я и сказал ранее.
Спустя пару дней использования я обнаружил, что мои опасения развеялись: скорее всего, весь ваш софт, который работает на macOS Catalina, запустится и тут. При этом вы не заметите перехода, если пользовались MacBook Air или же стартовым MacBook Pro 13 предыдущих поколений. Разве что оба компьютера будут очень тихими и будут дольше работать.
Чудес относительно энергоэффективности ждать не стоит: я спокойно высаживал ноутбук за 5 часов экрана, усиленно три часа работая в Logic Pro, а затем ещё пару часов потратив на Steam и Cities: Skylines. При этом я не ограничивал себя ни в чём: браузер был постоянно открыт, в фоне работала «телега». Но тут стоит помнить, что всё работает через Rosetta 2. Сказать, сколько потребляет ресурсов этот переводчик, сложно, но батарея точно будет служить дольше.
Насколько это дольше моего старого MacBook Air 2018 года? Сказать сложно, поскольку Cities: Skylines не запускается на нём. Но за час работы в Logic Pro батарея садилась со 100 до 73 %. При этом расход у маков на Intel очень непредсказуемый — буквально за несколько минут он может разрядиться процентов на десять. С M1 этого получается избегать — расход очень предсказуем.
Но тут я хочу сказать одну важную мысль: купив новые маки на ARM, вы не заметите перехода на M1. Сложности сопоставимы с очередным ежегодным апдейтом macOS. Но скоро под M1 разработчики перекомпилируют свой софт, и станет прям совсем хорошо — всё будет работать ещё быстрее и дольше. В большинстве случаев это случится довольно быстро: например, Blackmagic Design уже выпустила бету DaVinci Resolve 17.1 для M1.
Поэтому ни ваши, ни мои опасения неоправданы. Я могу спокойно использовать этот Air для работы с музыкой. И даже в редкие минуты играть в свои градостроительные симуляторы. А затем пойти с этим Air на работу и там писать тексты и обрабатывать фотографии в Photoshop. И от всего этого мне дико интересно, какими же будут новые макбуки и настольные маки. Будет ли какое-то совместное будущее с iPad? Думаю, скоро узнаем.